«Путешествие к истокам». Отчет о паломничестве старшей группы воскресной школы

 
 
 

С 9 по 12 мая состоялась традиционная поездка учащихся старшей группы воскресной школы (рук. Голубкова Л.А), подводящая итог учебному году. На сей раз, поскольку тематика занятий соотносилась с юбилеем Царственного Дома Романовых,  дети и родители посетили два города: Москву и Ростов Великий. Впечатления так ярки и почерпнутые в поездке сведения так объемны, что рассказ о них мы предлагаем в виде отдельных очерков. Начинаем с Москвы, где главными объектами стали монастыри, имеющие непосредственное отношение к роду Романовых. (фото группы)

 

ПЕРЕЙТИ К ФОТОГАЛЕРЕЕ СОБЫТИЯ

 

НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ (МОСКВА)

Прямо с поезда, выгрузив вещи в камеру хранения, мы разместились в уже ожидающем нас автобусе и направились через полупустую солнечную Москву в Новодевичий монастырь. В этот раннее утреннее время (8 часов) праздничного дня (10 мая) даже прохожих было мало. И поэтому мы, как в сказке, оказавшись у стен монастыря, на берегу пруда, среди распустившихся берез (в Петербурге весна еще не успела так осмелеть), а потом внутри монастыря — среди благоухающих цветочных полян, озирались и боялись поверить в реальность всей этой красоты.

Неспешный и подчас наивный рассказ православного экскурсовода (бывшего летчика) возвращал к реальности, помогал понять, что мы видим.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Новодевичий монастырь в Москве основан Великим Князем Московским Василием III Иоанновичем в 1524 году, т. е почти за сто лет до воцарения Романовых. Новодевичьим его назвали по отношению к более древнему Зачатьевскому (или Стародевичьему) монастырю.

Новодевичий монастырь возник на месте Девичья поля, где у въезда на Старую Смоленскую дорогу состоялось возвращение Смоленску византийской Богородичной иконы Одигитрии (привезенной из Константинополя туда Владимиром Мономахом еще в 1097 г). Находилась она в Москве более 50 лет как вассальный дар московскому князю.

Сюда, к началу Смоленской дороги, на Девичье поле, в 1456 г. икону по повелению Великого князя Василия Темного торжественным Крестным ходом вынесли из Кремля, и здесь после прощального молебна «отпустили» в Смоленск, (но в Благовещенском соборе Кремля поставили точный список с неё, «мера в меру» по древнему образу).

На рубеже XVI-XVII веков Новодевичий монастырь представлял собой мощную крепость-заставу на западных подступах к Москве. Борис Годунов возвёл в нём мощные каменные стены с башнями, которые были снабжены пушечными, мушкетными и подошвенными бойницами, прицелами и осадными стоками. Для несения караульной службы обители был приписан гарнизон стрельцов.

Во время Великой Смуты Новодевичий монастырь переживал тяжёлые дни. Бедствия начались в 1605 году, когда по приказу Лжедмитрия  была изъята монастырская казна. В те годы придворная обитель стала убежищем для царственных особ, ставших жертвами борьбы за русский престол.

С воцарением на Московском престоле Михаила Фёдоровича Романова, разорённая обитель была очищена, восстановлена и укреплена.

Под стенами монастыря на Девичьем поле проводились смотры войск, отсюда по старой Смоленской дороге отправлялись на запад царские дружины. В 1654 году царь Алексей Михайлович, лично возглавив войска, начал войну с Польшей.

Временем настоящего расцвета для Новодевичьего монастыря стали годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). По смерти государя Феодора Алексеевича она заняла место регентши (правительницы) при малолетних братьях, царях Иоанне и Петре. Зная недолговечность своего правления, добытого ей мятежными стрельцами, Софья Алексеевна занялась строительством и украшением обители на Девичьем поле, которую избрала себе в качестве загородной резиденции. Возможно, 25-летняя царевна-правительница рассматривала Новодевичий монастырь как место своего будущего уединения. Но, скорее всего, возводя в нём роскошные храмы и дворцы, Софья была движима политическими амбициями: стремилась показать свою силу, богатство и просвещённость. Умная, смелая, хорошо образованная, она последовательно вела борьбу за Московский престол. Софья Алексеевна часто приезжала в обитель с патриархом Иоакимом и с младшим братом, царём Иваном, на освящение церквей. Здесь же она с царской щедростью награждала верных стрельцов и встречалась с преданными ей людьми.

При царевне-правительнице Софье Алексеевне сложился неповторимый, сохранившийся до нашего времени, архитектурный ансамбль обители, поражающий своим поистине царским великолепием.

Главная тема архитектурного убранства обители — контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей, балюстрад с багряно-красными фасадами храмов, увенчанных изящными золочёными главками, и всё это — в обрамлении белоснежных стен с башнями, украшенными причудливыми «коронами».

Стены и башни обители, поставленные Годуновым, при Софье были укреплены и расширены. В настоящее время их общая протяженность составляет 870 метров, высота от 7 до 11 метров, толщина — до 5 метров. Образуя неправильный пятиугольник, они окружают территорию общей площадью 5 гектаров. По периметру стен располагаются 12 башен с богато декорированными навершиями.

Стрелецкий бунт 1689 года положил конец регентству царевны Софьи. Став из ктитора узницей, низложенная правительница и в стенах обители не оставила властолюбивых замыслов: в 1698 году был поднят ещё один стрелецкий бунт, жестоко подавленный Петром. Этот мятеж привел в монастырь на Девичьем поле ещё трёх сестёр-царевен: Евдокию, Екатерину и Марию. А сама Софья в 20-х числах октября 1689 года при игумений Памфилии (Потёмкиной) в Смоленском соборе была пострижена с именем Сусанны и помещена «для крепкого содержания» в стрелецкой караульне при Напрудной башне. Она получала денежное и продовольственное содержание от дворца, но была строго ограничена в общении, находясь под охраной солдат-преображенцев.

По смерти схимонахини царевны Софии Новодевичий монастырь стоял закрытым ещё более десяти лет.

В 1721 году обитель перешла в ведение Святейшего Синода, но опала продолжалась. В 1724-1725 годах по императорскому повелению в монастыре построили «сиротский корпус» на 252 места для содержания подкидышей и беспризорных детей женского пола. Они воспитывались в обители до совершенного возраста, обучаясь прядению голландских ниток, шитью и плетению кружев под руководством наставниц выписанных из Брабантских монастырей. Тогда же в монастыре помимо собственной богадельни на 20 человек, были открыты приют и больница для старых заслуженных воинов. С 1727 года в стенах обители устроили городское кладбище.

Во время Отечественной войны 1812 г. здесь был расквартирован один из полков, устроены склады провианта и фуража, игуменские покои занял французский генерал. Но с 23 сентября в его стенах с разрешения французского начальства совершалась Литургия, для чего были выданы отобранные прежде вино и крупитчатая мука. 25 сентября монастырь посетил Наполеон. По его приказу северные (Святые) и южные ворота были заколочены и завалены землёй, напротив главного входа была построена батарея и выкопан ров. Над воротами и в пробитых стенах были выставлены пушки. Французы пробыли в Новодевичьем монастыре около месяца. Перед отступлением они подготовили обитель к взрыву: сделали подкопы под колокольню, соборную и другие церкви и завезли много пороха.

На закате XIX-го века Новодевичий монастырь являлся одной из лучших столичных обителей, число монашествующих в нем достигало 300 человек.

Новодевичий монастырь всегда был одним из любимых пригородных мест москвичей. Стоящий на низменном берегу в живописной излучине Москвы-реки, окружённый лугами, он был хорошо виден с дальнего расстояния и поражал своим царственным великолепием.

Размеренная жизнь древней обители была прервана первой Мировой войной и последовавшей за ней революцией. С 1914 года Новодевичий монастырь участвовал в постройке и содержании лазарета в Покровской общине, 20 насельниц стали сестрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт. С великой скорбью было воспринято в обители известие об отречении от престола императора-страстотерпца Николая II.

А очень скоро, в один из дней Московского восстания 1917 года монастырь увидел в своих стенах представителей новой власти. Это был отряд вооружённых людей, которые в грубой форме требовали показать монастырские запасы.

Самыми тяжёлыми для Новодевичьего монастыря стали 1918-1919 годы, когда декретами советской власти были закрыты Филатьевское училище, приют и приходская школа, конфискованы банковские сбережения и земля. Из-за отсутствия продуктов и хлеба была упразднена общая трапеза. Осталась одна богадельня, которая существовала на средства частных благотворителей. В ней доживали свой век 8 престарелых монахинь.

Весной 1918 года появились новые жильцы. Это были 200 курсантов Наркомата просвещения, авангард «культурной революции».

Молодые люди, в большинстве партийные, они вели себя нарочито развязно, нарушая порядок и не считаясь с насельницами, во время церковных служб шумно развлекались. Ворота обители теперь стояли открытыми .Игуменский (Лопухинский) корпус забрали под ясли, в трапезной обосновался всеобуч. Через год курсантов сменили 300 человек рабочих переехавшей из Петрограда Экспедиции заготовления государственных бумаг.

В 1922 году обитель была окончательно закрыта. По решению советской власти на её территории разместился «Музей эпохи правления царевны Софьи и стрелецких бунтов», позже переименованный в «Музей раскрепощения женщины».

Насельницы разорённой обители, которых становилось всё меньше, не покидали своего гнезда. Одни устроились в музей реставраторами и хранительницами, другие работали при церкви уборщицами, дворниками, сторожами. Но вскоре, выброшенные на улицу они «растворились» в безбрежном море московских коммуналок, где их накрыла волна гонений на Церковь.

В 1922 году игумения Вера и четверо клириков были арестованы по делу об изъятии церковных ценностей. Матушка была приговорена к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества, священников Николая Козлова и Сергия Лебедева лишили свободы на полтора года.

В годы Великой Отечественной войны Новодевичий монастырь вновь увидел в своих стенах служителей алтаря Господня. 14 июня 1944 года в его стенах были открыты Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы. В Лопухинских палатах проходили институтские лекции, в Успенской церкви — учебные занятия курсистов. Там же разместился Издательский Отдел Московской Патриархии. В помещениях церковной подклети находилось общежитие учащихся духовных школ. Впоследствии там были устроены производственные мастерские Московской Патриархии. В 1944 году возобновились богослужения в надвратной Преображенской церкви. В начале 1945 года, Святейший Патриарх Алексий I совершил чин освящения Успенского храма, в котором начались регулярные богослужения.

Монашеская жизнь в стенах Новодевичьего монастыря возобновилась осенью 1994 года.

Наша утренняя прогулка по монастырю была неспешной и завораживающей. К счастью, никто не препятствовал возможности фотографировать, потому и все желающие могут полюбоваться монастырем.

 

2_МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ

С Марфо-Мариинской обителью у нас уже заочно сложились свои особые отношения, и, что отрадно, они в результате посещения монастыря, укрепились. Отношения эти — тихое благоговение — заложились еще в прошлом году, когда мы сначала говорили на занятиях о преподобномученице Елисавете Феодоровне, а потом побывали в Алапаевске на краю шахты — на месте ее мученической кончины.

В этом учебном году мы, даже не ставя перед собой такой цели, вновь оказались рядом с ее судьбой и служением: выступая в больнице №8 перед социально-немощными брошенными своими родными пациентами, вдруг узнали, что для выступления нам предлагают больничный храм св.прпмч. Елисаветы. И вот теперь мы вошли в обитель, основанную ею самой. Зная в общих чертах причины, которые привели великую княгиню к делам милосердия, мывнимательно слушали об этом еще и еще раз, с радостью видели приветливые лица насельниц обители, благоговейное отношение к ее памяти, любовное внимание к малым детям и нуждающимся. Нас поразила экскурсия в дом, где проживала Елизавета Феодоровна. Сама форма подачи материала была такой взвешенной и трепетной, что забыть, думается, такой рассказ просто невозможно. Нам разрешили сфотографировать одну из комнат  этого дома — а именно ту, где (это доподлинно известно) молилась Елизавета Феодоровна, и ее сохранившиеся иконы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Марфо-Мариинская обитель милосердия и любви  основана Великой княгиней Елизаветой Феодоровной в 1907 году. После трагической гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича Елизавета Феодоровна удалилась от светской жизни. Все дни проводила она в молитве.

Два года ушло на создание Обители. На деньги от продажи личного имущества и драгоценностей Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу на Большой Ордынке с садом. Строения были переоборудованы под соответствующие нужды. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу с палатами, операционной, перевязочной и ванной.

Здесь же освятили домовую церковь — во имя святых праведных Марфы и Марии. Этот первый храм еще называли больничным. Второй появится позже — строительство собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы закончилось в 1912 г. Храм украсит не только Обитель — на многие годы он останется примечательностью Москвы.

Дом настоятельницы примыкал к больничному корпусу. С другой стороны к больнице пристроили аптеку и амбулаторию. Над ними, как и в мезонине, находились комнаты сестер.

Здание во дворе отвели Воскресной школе. Здесь учились и девочки, и взрослые женщины. Классы школы занимали весь первый этаж, на втором поселили священника. До своего ареста (в 1924 г.) бессменным духовником обители был протоиерей отец Митрофан Сребрянский (в 2000 г. канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Российских).

10 февраля 1909 г. — дата официального открытия Марфо-Мариинской Обители милосердия. К этому моменту здесь жили шесть насельниц, к исходу года их стало тридцать, и число продолжало увеличиваться. Елизавета Феодоровна прикупила еще участок по соседству, на котором был построен еще один корпус в три этажа.

Большое место в деятельности Обители уделялось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все без исключения сестры проходили специальное обучение: одни получали основательные профессиональные знания, другие — только навыки оказания первой помощи. Сама настоятельница умело ассистировала на операциях и делала перевязки.

Больница в Марфо-Мариинской Обители считалась лучшей в Москве. К Великой Матушке направляли самых безнадежных больных и самых тяжело раненных в годы войны. Еще до официального открытия Обители, в октябре 1907 года, Елизавета Феодоровна организовала на Ордынке работу лазарета для инвалидов-участников Русско-японской войны.

А с началом Первой мировой здесь обустроили еще 65 дополнительных мест для фронтовиков. И сестры, и сама Великая Матушка выезжали в полевые госпитали. Как истинные христианки они оказывали помощь всем солдатам — и русским, и немцам, и австрийцам.

Авторитет Марфо-Мариинской Обители милосердия был столь непререкаемым, что события 1917 года поначалу никак не повлияли на ее деятельность, революционные власти даже помогали с продовольствием и медикаментами. Однако новые порядки ужесточались: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, сирот распределили по детским домам. Во избежание провокаций сестры и настоятельница старались не покидать пределов Обители.

В апреле 1918 г., в Светлый Вторник, в Обитель за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков. На сборы ей выделили полчаса. Настоятельница простилась с сестрами. Ошеломленные, они рванулись за отъезжающим грузовиком. Женщины, девицы, старухи с криком и рыданиями бежали по Ордынке. Их было тогда 105 послушниц — ученицы, испытуемые, крестовые сестры. Они любили друг друга и обожали Великую Матушку. Воспитанные в духе ее самоотверженного служения людям, они оставались верными христианскому долгу и после закрытия Обители.

18 июля 1918 гВеликая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева) вместе с другими мучениками царского дома были сброшены в шахту под городом Алапаевском.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 г. Все это время продолжались аресты, расстрелы и гонения. Часть сестер была выслана в Туркестан, другие небольшой общиной съехали в Тверскую область, где создали маленькое огородное хозяйство, чтобы выжить.

В 1928 г. прекратились службы в Покровском храме — в нем открыли городской кинотеатр, далее — дом санитарного просвещения. В алтаре собора установили статую Иосифа Сталина. После Отечественной войны в соборе разместились Государственные художественные реставрационные мастерские. В больничном храме св. Марфы и Марии находился кабинет лечебной физкультуры.

Остальные помещения и корпуса Обители были заняты поликлиникой и лабораториями Всесоюзного института минерального сырья.

Возрождение Обители началось в 1992 г., когда территория была передана Московской патриархии. В 2000 г. комплекс получил статус Патриаршего подворья.

Сегодня Марфо-Мариинская Обитель живет по Уставу, утвержденному Великой Матушкой Елизаветой Феодоровной. Сестры проходят обучение в медицинском колледже Свято-Димитриевского училища, трудятся в лечебных учреждениях, несут другие послушания. Как и при Великой княгине, в Обители действуют приют для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба, гимназия и культурно-просветительный центр.

 

НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Новоспасский монастырь — старейшая монашеская обитель Москвы. Он был основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и стал сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву.  Каменные стены монастыря  с бойницами и башнями были возведены первым царем из рода Романовых Михаилом Феодоровичем в период с 1640 по 1642 гг. После устройства каменной ограды Михаил Федорович возвел жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери, родовой святыни бояр Романовых, над местом погребения дядей царя: Василия, Александра, Михаила  и  Иоанна Никитичей, насильственно устраненных от возможности занять царский престол. Он же начал строительство главного каменного Спасо-Преображенского собора (по образу Успенского собора Московского Кремля), завершенное архимандритом Никоном, будущим Патриархом.

С древнейших времен в Новоспасском монастыре находили место последнего упокоения представители боярского рода Романовых — предки царственного Дома.

Усердие к посещению Новоспасского монастыря имел царь Феодор Алексеевич, особенно после погребения здесь любимой тетки Ирины Михайловны. В царствование Алексея Михайловича 19 сентября (ст. стиль).

Посещали Новоспасский монастырь и царевна София, а также Петр и Иоанн Алексеевич.

По историческим документам и описаниям, в подклети Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников. Здесь покоятся родоначальник Романовых Роман Юрьевич Захарьин, его сыновья, мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова),  пострадавшие при Годунове братья Патриарха Филарета и их отец Никита Романович Юрьев, царевна Ирина, дочь Михаила Феодоровича, и другие яркие представители этого судьбоносного для России рода. Последними его представителями, нашедшими место последнего упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, ум. 1810) и великий князь Сергей Александрович (ум. 1905) — генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II. Останки Сергея Александровича торжественно, с отданием воинских почестей были перенесены в Новоспасский монастырь из Кремля совсем недавно — в 1995 г. На территории монастыря установлена точная копия креста, выполненного по проекту русского живописца В.М. Васнецова и находившегося в Кремле на месте мученической кончины великого князя.

С конца правления Петра Первого начинается постепенный упадок Новоспасского монастыря. Лишь Елизавета Петровна имела благоволение к Новоспасскому монастырю, который часто посещала. В 1737 и 1747 гг. во время сильных пожаров в Москве значительно пострадал и монастырь.

Тяжелым испытанием для монастыря стало нашествие Наполеона. Сначала обитель подверглась разрушению от неприятеля, а затем от вспыхнувшего пожара. Известно, что перед бегством французы вырыли ямы под собором, чтобы взорвать его. Но не успели. С уходом неприятеля монастырские храмы были вновь отремонтированы и освящены.

В 1918 г. Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом смерти и тюремного заключения. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем «исправительно-трудовой лагерь» для уголовников и политических заключенных.

В 1930-е гг. начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший две трети территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 г. территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. В храме Знамения Божией Матери располагался медвытрезвитель.

И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти, монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности христианству. Тогда было решено его взорвать. Но помешало этому начавшаяся Великая Отечественная война.

4 декабря 1990 г. Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва.

Сегодня в обители действуют три храма, два из которых — Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца — освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Ежедневно совершается уставное богослужение, на которое, особенно в воскресные и праздничные дни, собираются многочисленные прихожане и паломники, которые полюбили обитель за ее святыни.

ПРЕБЫВАНИЕ В  НОВОСПАССКОМ МОНАСТЫРЕ

Монастырь нам очень понравился: его тишина, умиротворение, отсутствие суеты, несмотря на многолюдство, величественная, подлинная архитектура, торжественный покой, осязаемое прошлое. Хотя это был уже четвертый из посещенных объектов программы и нам пришлось ждать некоторое время экскурсовода, усталость не чувствовалась. Еще не привыкшие к летнему теплу, мы нежились в 25-тиградусном ароматном воздухе, с вниманием и участием впитывали потрясающую информацию.

 Сейчас, просматривая фотографии, с удовлетворением вспоминаем и осмысливаем увиденное. Приглашаем и вас, пусть и заочно, совершить нашу поездку. Фотографии прилагаются.

Продолжение следует.