Текст проповеди епископа Амвросия на освящении нижнего храма 1 июня 2013 г.

 
 
 

Христос воскресе!

Ваше высокопреподобие досточтимый отец благочинный — отец Владимир, досточтимый отец настоятель — отец Александр, дорогие отцы, братья и сестры!

В эти дни, когда мы продолжаем восклицать пасхальное приветствие и продолжаем радоваться светлому Христову Воскресению, наше веселие отныне усугубилось особенным событием в жизни Федоровского собора. Сегодня освящен нижний храм — престол в честь Святого благоверного князя Александра Невского и Святой равноапостольной Марии Магдалины.

Когда мы совершаем чин освящения престола, сразу возникает образ живого человека. Подобно тому, как родившегося человека омывают водой, подобно тому, как человек принимает Таинства Крещения и Миропомазания, так и престол принимает на себя те священнодействия, которые напоминают нам эти церковные таинства. А песнопения, которые звучат во время чина освящения храма, напоминают нам и о Таинстве Священства. И неодушевленный храм, неодушевленное здание здесь предстает в виде живого организма, в виде человека. Через освящение он оживает. И приобретает особый смысл присутствие в храме, который освящен благодатью Святого Духа через молитву Церкви. Наверное, нелегко сразу понять это чинопоследование, ведь его составляли отцы (над которыми в большей степени возвышаются Святой Василий Великий), жизнью своей усвоившие благодатные дары Святого Духа, просвещенные таким образом, что невозможно до конца это изъяснить на человеческом языке. Жизнь тайную, жизнь мистическую вообще невозможно описать. И поэтому те чинопоследования, которые мы совершаем, которые рождены людьми, стяжавшими эту благодать, проходят не только через ум, но и наполняют сердце. Они усваиваются по мере нашей веры, по мере нашего доверия Богу, по мере того, насколько мы сами желаем к Нему приблизиться. Храм, который мы освятили, действительно необычный: он устроен по образцу, по образу древнего храма.

Совсем недавно студенты семинарии посещали места, связанные с древней Византией. Мы служили литургию во Влахернском храме — на том месте, где был Покров Пресвятой Богородицы и блаженный Андрей, Христа ради юродивый, видел Царицу, покрывающую город Своим омофором. Мы служили Божественную литургию на месте кончины святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, на месте служения святителя Николая, в Мирах Ликийских. В большинстве случаев эти и другие храмы, которые мы посещали, сегодня представляют собой развалины. Но в некоторых, как некие остатки, еще присутствуют силуэты древних престолов.

И вот сегодня, освящая престол нижнего храма Феодоровского собора, я невольно вспоминал богослужения на земле Византии. И продолжая мысль, высказанную отцом Владимиром, о преемстве времен, которое связывает не только с временем Новомучеников и Исповедников Российских. Можно сказать, что сегодня видимым и одновременно невидимым образом нынешний чин связал нас и с древней Церковью. Хочу отметить то впечатление, которое я ныне получил от вложения мощей в каменный престол — престол, устроенный по древнему образцу. Оно очень сильно отличается от впечатления, которое получаешь, когда освящаешь традиционный наш деревянный или даже каменный престол.

Мне хотелось бы пожелать, чтобы в жизни общины Феодоровского собора присутствовал, прежде всего, дух любви древней Церкви — любви, простоты и преданности своему небесному Отцу. Пусть все это внешнее… А это действительно только внешнее, но оно тоже имеет для нас смысл, побуждая обращаться к древним источникам Церкви: и к святоотеческим творениям, и к тем памятникам и священным реликвиям, которые остались от того времени и пытаться каким-то образом — через образование, через веру, через молитву, — приблизить к себе состояние духа древней общины. Общины, которая жила Христом. Общины, в жизни которой чаще всего отлагалось всякое житейское попечение. Общины, в которой изживались человеческие недуги, недостатки, пороки, в которых главным, объединяющим был Христос — источник Божественной любви, распространяющий и дарящий это состояние любви, милосердия и прощения на всех тех, кто Ему по-настоящему доверился.

Я сердечно поздравляю отца благочинного и отца настоятеля и братию этого храма, прихожан, всех, кто здесь трудится с сегодняшним днем. Совсем недавно я обращал такие же слова поздравления в связи с малым освящением храма. Но сегодня уже полноценно забилось сердце храма в честь святого Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины. И дай Бог, чтобы никогда больше оно не останавливалось, дай Бог, чтобы в его ритмах не было никаких нездоровых перебоев, чтобы оно было здоровым, а храм, как говорится в молитве освящения, стоял бы до скончания века. Не века, заключенного во времени, но того века, который вручит Господь — до скончания жизни на этой земле

Христос воскресе!