Отношение Главного Совета Союза Русского Народа от 11 сентября 1910 года на имя Преосвященнейшего Никона, Епископа Вологодского и Тотемского.

Препровождая при сем копию Синодального решения об установлении в день Покрова Пресвятыя Богородицы ежегодного сбора пожертвований на сооружение храма в память трехсотлетия царствования дома Романовых, Главный Совет Союза Русского Народа имеет честь просить Ваше Преосвященство оказать содействие этому делу, извещая при этом, что о поступивших пожертвованиях будет своевременно напечатано в «Вестнике Союза Русского Народа».

Исключительная важность предстоящей задачи дает полную уверенность, что Русский Народ не пожалеет средств на увековечение памяти неусыпных трудов, понесенных венценосными созидателями величия и благоденствия России, а православное духовенство, чутко понимающее народную душу, найдет и скажет живые слова, которые всколыхнут Царелюбивую Русь.

Главный Совет уверен, что при высокопатриотическом содействии Вашего Преосвященства, к которому будет привлечено и все подведомственное Вам духовенство, пожертвования во вверенной Вам епархии достигнут размеров, соответствующих важности цели производимого сбора.

На отношении 14 сентября с. г. последовала резолюция Преосвященнейшего Никона таковая: «Дело великое и святое. Напечатать в Епархиальных Ведомостях. Консистория в свое время доложит мне о количестве всего сбора по епархии.»

Источник: Вологодские епархиальные ведомости. 1910, №18, с. 360-361.

Рескрипт ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА, Великого Князя Михаила Александровича на имя Преосвященнейшего Никона, Епископа Вологодского и Тотемского, от 24 января 1911 года за №59.

Ваше Превосходительство,

Милостивейший Архипастырь.

В 1909 году, в С.-Петербурге образовался под Моим покровительством Комитет по сооружению в здешней столице храма, в ознаменование предстоящего 300-летия Царствования в России Дома Романовых.

Считая, что в виду крайне ограниченного числа приходских в С.-Петербурге церквей (всего 35), храм должен быть воздвигнут в местности многолюдной, нуждающейся в общедоступном Доме Божием, Комитет остановился на окрестностях товарной станции Николаевской железной дороги, где православное рабочее население, усердное к храму, состоит по преимуществу из уроженцев наших северных губерний. В этой местности издавна, более 40 лет, пребывает копия иконы Федоровской Божией Матери, при подворье Городецкой, имени сей иконы обители.

Еще в 1894 году, в Бозе почивающий Мой родитель ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III-й, на всеподданнейшем докладе Министра Путей Сообщения о разрешении соорудить в означенной местности часовню, соизволил собственноручно начертать: «А почему не церковь». Во исполнение таковой ВЫСОЧАЙШЕЙ воли и была выстроена существующая там, небольшая деревянная храмина. Комитет решил ее заменить достойным памяти великого события Воцарения в России Дома Романовых храмом. К сему он был побуждаем, тем соображением, что до этого времени остается неисполненною ВЫСОЧАЙШАЯ Моего родителя резолюция, так как скромная, тесная, маленькая церковь, не более как на 200 человек, конечно, воле в Бозе почивающего ИМПЕРАТОРА не соответствует. Засим Комитет принял во внимание, что судьба небогатого, но достойного по своему прошедшему Городецкого монастыря, к подворью коего принадлежит упомянутая церковь, тесно связана через восемь почти веков с историей развития Государства Российского. Его возникновение на месте чудесного первоначального явления Федоровской Божией Матери относится к 1154 году. С тех пор Городец разделял судьбу нашего верхнего Поволжья. Вместе с обителью он был истреблен в 1238 году татарскими полчищами. В то время горожане более всего печалились об исчезнувшей иконе; но оставшись некоторое время сокрытою, она 16 августа 1239 года вновь чудесно явилась в г. Костроме, где и пребывает до сих пор, а копия с Нее тогда же была доставлена Костромским Князем Василием в Городецкую обитель. Это двукратное чудесное явление иконы засвидетельствовано учрежденным церковью пред Ее ликом богослужением. За сим сама икона уже получила особливое значение в судьбе Дома Романовых.

В начале XIII столетия в Городце, в течение 18-ти лет княжил Андрей Ярославович, который там и похоронен в церкви Архистратига Михаила. В 1263 году, в Городецкий монастырь прибыл на пути из Орды Великий Князь Александр Невский, двоюродный брат Андрея Ярославовича; здесь он тяжко заболел, принял схиму под покровом копии иконы Федоровской Божией Матери и мирно почил 14 ноября. Событие это еще теснее сблизило обитель с судьбами Русского Государства, в особенности с городом С.-Петербургом, куда обретенные в 1381 году, мощи сего великого патриота и страстотерпца за Русскую землю, были самолично перенесены нашим великим Преобразователем 30 августа 1721 года.

В смутную эпоху, предшествовавшую Воцарению Дома Романовых, Городец и его обитель подверглись разорению от рук Польских, наравне с Юрьевцем, Кинешмою, Плесом и Костромою; монастырь был возобновлен заботами ИМПЕРАТОРА Петра Великого, который, путешествуя в 1722 году по Волге останавливался в Городце. Вновь истребленный пожаром, монастырь, по восстановлении усердием прихожан, был в 1767 году осчастливлен посещением Императрицы Екатерины Великой, присутствовавшей при освящении возобновленного храма и до сих пор сохраняется в соборе место, где стояла Императрица. В 1831 году Император Николай Павлович повелел украсить монастырь новыми зданиями на отпущенные Им суммы.

Решившись избрать своею целью сооружение упомянутого храма, Комитет объявил конкурс на составление проекта храма, во вкусе, современного началу XVII столетия, русского зодчества, принял наиболее подходящий предъявленным требованиям проект, приобрел от гор. С.-Петербурга часть необходимой ему земли в количестве 240 кв. с. за 36000 руб., получил в дар по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению 33 кв. с. земли и 25000 рублей от Монарших щедрот (из коих в 1910 году поступило 15000руб.), наконец, Комитет получил 100 руб. от о. Иоанна Кронштадтского на смертном уже одре.

Хотя храм будет обслуживаться братией Городецкого монастыря (ныне занимающей частную квартиру в доме, прилегающем к месту сооружения храма), и таким образом подворье Городецкого монастыря будет находиться при храме, но постройку особого дома для братии монастыря Комитет предоставляет будущему, на средства, кои со временем могут быть изысканы, независимо от предпринятого ныне сбора. Могущие же быть ныне собранными пожертвования, а равно имеющиеся на лицо средства Комитет всецело посвящает исключительно на сооружение самого храма и на его украшение.

Определением Святейшего Синода от 16-18 декабря 1910 года за №10405 — разрешен повсеместный в Российской Империи церковный сбор в течение второй недели предстоящего великого поста.

Считая предпринятое дело всенародным обращаюсь к Вам Владыка, с просьбой оказать упомянутому сбору Ваше высокое и сердечное содействие, благословив подведомственное Вам белое духовенство и церковных ктиторов, а равно и настоятелей монастырей с тщанием и любовью отнестись к сему делу и собранные деньги, крайне необходимые к началу строительного периода отослать непосредственно в Управление Моими делами, С.-Петербург, Галерная, 38. Поручая себя святым молитвам Вашим, Владыка, остаюсь уважающий Вас Михаил.

Источник: Вологодские епархиальные ведомости. 1911, №4, с. 81-84.

Об отмене в текущем году сбора на сооружение храма в память 300-летия Царствования Дома Романовых и о переносе сего сбора на 1917 год.

Определением Святейшего Синода от 9-27 января 1915 года за №135, постановлено: Назначенный по определению Святейшего Синода, от 27 февраля 1914 за №1804 (Церк. Вед. №9), на шестой неделе Великого поста повсеместный церковный сбор пожертвований в пользу состоящего под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича Строительного Комитета по сооружению в Петрограде, на Полтавской улице, храма памятника 300-летия Царствования Дома Романовых в текущем году, в виду обстоятельств военного времени, не производить и перенести этот сбор, согласно ходатайству Комитета, на 1917 год (Церк. Вед. №7 за 1915 г.).

Источник: Вологодские епархиальные ведомости. 1916, №2, с. 17.