Выставка прихожанки Феодоровского собора открылась в Российской Национальной Библиотеке

 
 
 

Вел церемонию открытия иерей Алексий Волчков

«Lingua Sacra» («священный язык») — так названа интерактивная выставка, представленная 8 ноября в Новом здании Российской национальной библиотеки. В открытии приняли участие представители дирекции РНБ, священники Санкт-Петербургской епархии, специалисты-богословы.

Особенность творчества Олеси Гонсеровской в том, что она иллюстрирует именно богословские статьи журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник», где визуальных образов очень мало. Тем удивительнее богатство сюжетов ее картин и рисунков.

Вел церемонию сотрудник информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской митрополии иерей Алексий Волчков. Он раскрыл загадочное слово «интерактивная» в названии экспозиции: к каждому произведению прикреплен QR-код, через который приложение для смартфонов и планшетов открывает интернет-страницу электронной версии статьи, которую это произведение иллюстрирует. 

«Журнал показывает все интересное, что происходит в церковной жизни. Но его авторы касаются и не столь сиюминутных вопросов богословия, философии и метафизики. Такие материалы важно сделать интересными, доступными восприятию, в том числе за счет иллюстраций, а теперь и современных технологий», — отметил отец Алексий.

Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационно-издательского отдела и ответственный редактор журнала, подробнее рассказал о значении названия выставки: оно одноименно постоянной рубрике журнала, где и поднимаются вечные вопросы. «Также Олеся иллюстрировала материалы нашей рубрики «Слово Божие», где мы публикуем проповеди священников. С нашей точки зрения эти рубрики для иллюстрации самые сложные. Важно сделать «священный язык» доступным каждому, и Олеся как раз рассказывает о христианстве языком современной живописи».

О богатстве фондов РНБ говорила заведующая отделом ее культурных программ Вера Прянишникова. Одной из фондовых жемчужин является отделение богословия (на русском и иностранных языках), которое собиралось со времен Императорской публичной библиотеки (РНБ и сегодня называют «Публичкой»). «Духовное и культурное просвещение идут рука об руку, занимая все более значимое место в жизни россиянина», — уверена представительница библиотеки.

Поблагодарив руководство РНБ и редакцию журнала за возможность представить свои работы петербуржцам, Олеся Гонсеровская подметила необычность ситуации: «Журнал выходит раз в месяц, и в нем несколько моих иллюстраций как «украшений». А сегодня наоборот — почти нет текста и иллюстрации за четыре года». Художница рассказала, что пишет красками, ручкой, карандашом, а бывает, и мелками… «Я работаю скорее в русле современного искусства, чем обращаюсь к традиции», — добавила она.

Выступавшие один за другим гости-богословы, чьи статьи для «Воды живой» Олеся не раз иллюстрировала, видят стиль ее творчества иначе. Заведующий кафедрой библеистики СПбГУ профессор Анатолий Алексеев заметил в ее работах эллинистические и римские формы, которые, в общем, чужды христианству. «Зато в рисунках возникает столкновение между содержанием и формой, и тогда наши собственные впечатления, возникшие на новой основе, сообщают произведениям эффект интимности», — сказал ученый. Кирилл Биттнер, преподаватель той же кафедры, отметил, что они «похожи на комиксы аниме, в них видна остросовременная миссионерская направленность». Протоиерей Михаил Браверман усматривает в иллюстрациях «тонкость и хрупкость». 

В завершение церемонии библиотеке была передана в дар подборка журналов «Вода живая» за 2012-2013 годы. 

«Вода живая»,

08.11.13