Хроники собора: предложение протоиерея Ф. Н. Орнатского об ознаменовании 300-летия царствования Дома Романовых

 
 
 

Депутат от духовенства в С.-Петербургской Городской Думе, протоиерей Ф. Н. Орнатский, внес в Думу следующее предложение об ознаменовании предстоящего 300-летия царствования Дома Романовых.


«Приближается знаменательная годовщина 300-летия Дома Романовых в Государстве Российском. Осталось три года до празднования этого события, и время подумать, чем ознаменовать его в С.-Петербурге.


Город С.-Петербург основан Великим Внуком первого Государя из Дома Романовых, и стал с тех пор резиденциею Русских Императоров. Он же служит и местом упокоения их. История С.-Петербурга неразрывно связана с памятью своих Государей, и столичный город полон памятниками былых царствований. Посему С.-Петербургу более, чем какому-либо другому городу, надлежит ознаменовать предстоящее великое событие достойным образом, в благодарную память о Венценосных хозяевах города и в назидание потомкам. Необходимо создать такой народный памятник, который объединял бы деятельность Государей из Дома Романовых и служил бы наглядным показателем коллективного труда их для расширения территории Государства Российского, роста политического и культурного нашей родины.


В традициях Православного Русского народа — ознаменовывать великие события построением храмов Божиих, в которых соединяется память о событии с благодарностью Богу, Виновнику всякого успеха в жизни народов. Я предлагаю С.-Петербургской Городской Думе и предстоящую 300-летнюю годовщину царствования Дома Романовых ознаменовать построением такого храма-памятника.


Храм должен быть, подобно собору Василия Блаженного в Москве, оговариваюсь, не в архитектурном отношении, — многопридельный. Приделы должны быть посвящены тем святым, имена коих носили Русские Государи, начиная с царя Михаила Феодоровича. Имея в виду, что три Петра носили имя одного и того же святого, так же, как и три Александра, равно и Государи Императоры Николай I и Николай II, таких приделов в храме должно быть до 12-ти (к сожалению, я не о всех Государях знаю, имена каких святых носили они). Может быть, приделов и меньше, если соединить святых, например, придел святых Апостолов Петра и Павла, святых Алексия митрополита и Александра Невского и проч. Главный придел должен быть посвящен святому Михаилу Малеину (память 12-го июля), имя которого носил первый Романов, и таким образом собор получил бы наименование «Михайловского».


Храм этот также обязательно должен быть приходский, т. е. доступный для народа, и в нем ежегодно, в дни тезоименитств и кончины Императоров, должны твориться соответствующие поминовения их.


Кроме того, как памятник великих деяний Государей, храм этот на стенах наружных и внутренних, подобно храму Христа Спасителя в Москве, должен быть расписан картинами наиболее знаменательных деяний их и картами земельных приобретений, совершенных Россиею в то или другое царствование.


Величию этого храма-памятника должно соответствовать и место его построения. Таким местом может быть угол набережной Петра Великого при завороте на Петербургскую набережную, на берегу реки Невы, рядом с вновь выстроенным училищным домом имени Петра Великого. Здесь колыбель города С.-Петербурга. Здесь домик Петра Великого, здесь первая сооруженная Петром приходская церковь, Троицкий собор, здесь Петропавловская крепость. Здесь же, с другой стороны, и завершение трехсотлетнего периода царствования Государей из Дома Романовых, храм-памятник, который, я уверен, приобретет в народе краткое наименование — Собор Романовых. Петербургскую набережную, служащую продолжением набережной Петра Великого, я предлагаю переименовать в набережную Романовых.


Наконец, нельзя не сказать в пользу этого проекта ознаменования 300-летия Дома Романовых и того, что храмов в С.-Петербурге слишком мало сравнительно с все возрастающим населением нашей столицы. Мне пришлось быть близким свидетелем построения больше десяти церквей в нашем городе. Каждый раз, как приступали к постройке того или другого храма, кругом говорили, что этот храм лишний, что тут и без него много церквей. Однако, как только освящался храм, и в нем заводилась благолепная служба с одушевленною живою проповедью, и новый храм по большим праздникам становился тесен.


В указанном месте Петербургской стороны приходский храм будет особенно дорог. С постройкою Троицкого моста Петербургская сторона застраивается новыми громадными домами, а храмов не прибавляется. При наличии же Сампсоновского моста, который для трамвайного движения, без сомнения, будет заменен вскоре постоянным каменным, проектируемый собор Романовых будет посещаться и обывателями Выборгской стороны, приходские храмы которой — Сампсоновский собор и Спасобочаринская церковь очень далеко отстоят от местности проектируемого собора.


Я не говорю об архитектурном стиле собора Романовых, а также о средствах на постройку его. Первое — дело архитекторов, второе — Городской Думы, которая должна отпустить на постройку этого храма-памятника средства, достойные столичного города великой Российской Империи, основанного Великим Романовым и служащего резиденцией русских Императоров из династии Романовых. Не будет противоречить идее этого проекта, если на постройку собора Романовых пойдут и те средства, которые ассигнуются уже земствами и городами земли русской на создание храма-памятника в ознаменование предстоящего 300-летия.


При этом, Городскую Думу не должно смущать то обстоятельство, что в С.-Петербурге строится уже храм в ознаменование 300-летия царствования государей из Дома Романовых, разумею храм, сооружаемый Федоровским Городецким монастырем, Нижегородской епархии. Храм этот строится в глухой местности С.-Петербурга, у товарной станции Николаевской железной дороги, строится чуждым С.-Петербургу подворьем иноепархиального монастыря.»


Это предложение протоиерея Орнатского решено передать в образуемую Городскою Думою комиссию для составления доклада по вопросу об ознаменовании трехсотлетия Царствования Дома Романовых в С.-Петербурге.

 
Прибавления к Церковным ведомостям, 1910 г., №45, с. 1928-1930.