Иерей Владимир Коваль-Зайцев: Обычаи – это хорошо, если есть главное

 
 
 

Разговор отца Владимира с корреспондентом городского информационного портала Город +

В воскресенье, 13 апреля, христиане отмечают Вербное воскресенье. В этот день люди освещают ветви вербы в храмах и несут домой, чтобы поставить перед иконой. Существует много обычаев и народных примет, связанных с этим церковным праздником. Например, принято будить детей, слегка ударяя их вербой. Город+ поговорил с клириком Собора Феодоровской Иконы Божьей Матери, иереем Владимиром Коваль-Зайцевым о происхождении Вербного воскресенья и о том, какую роль играют народные обычаи в церковных праздниках.

Источник: http://gorod-plus.tv

Отец Владимир, расскажите о происхождении праздника Вербное воскресенье.

Вербное воскресенье – это не изначальное название праздника. Официальное церковное название — Вход Господень в Иерусалим. Если мы откроем Евангелие и прочитаем об этом событии, то там сказано, что когда Иисус въезжал в Иерусалим на осле (символе смирения), верующие его встречали пальмовыми ветвями: размахивали, подстилали под путь. Это последнее торжество Христа во плоти.

Этот праздник за одну неделю предваряет Пасху. После Входа Господня в Иерусалим начинается предпасхальная неделя, которая называется Страстной седмицей – семь дней воспоминаний о страданиях Христовых. Перед Вербным воскресеньем идет Лазарева суббота, которая связана с воскрешением Лазаря (прим. Город+: согласно Евангелию от Иоанна, Лазарь – это житель Вифании, которого Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти (Ин. 11:1-45)). В этот день мы поем тропарь – «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». То есть общее воскресение, которое будет даровано через страдание и воскресение Христа, предварительно является в образе воскрешения Лазаря.

Люди увидели чудо – воскрешение Лазаря, слух об этом распространился, а человек, который совершил это чудо, въезжает в Иерусалим. Его встречают торжественно и восторженно, восклицая «Осанна в вышних Богу». Потом случается то, что мы знаем. Эти же люди кричали «Распни его».

Именно поэтому Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим считается самым трагическим церковным праздником?

Это не совсем трагический праздник, но он, безусловно, несет на себе отпечаток будущих событий. Я бы сказал, что это последнее торжество Христа во плоти. Иудеи его приветствовали как царя, ведь они надеялись, что он — тот самый человек, который восстановит славное Царство Иудейское, что будет сброшено иго Римской империи, что они станут опять самостоятельными, как это говорилось в пророчестве. Но не все распознали того, что это было несколько в ином, духовном, смысле, который открывает Господь. Вот истоки этого праздника, которые находятся в Евангелие. Древние христианские рукописи очень скудны по своему количеству и наполненности, но насколько мне известно, первые упоминания этого праздника датированы IV веком.

Почему иудеи встречали Иисуса именно пальмовыми ветвями? Для них пальма – это какое-то особое дерево?

Думаю, потому что это самое распространенное вечнозеленое дерево.

Наша верба имеет ли какое-то особое значение? Ведь это дерево самым первым начинает распускаться весной.

У нас нет пальмы, зато есть верба. Чтобы соблюсти традицию этого праздника и прийти с чем-то растительным в храм, в наших краях выбрали вербу. Вербное воскресенье и Пасха совершаются у нас, как правило, в ране-весенний период. Это такое время, когда единственным растением, которое проявляет признаки жизни является верба. И, наверное, здесь есть элемент возрождающейся жизни. После зимы все вновь распускается, и верба — первая свидетельница этого возрождения.

В Вербное воскресенье принято слегка ударять друг друга вербой, и это не единственный народный обычай в праздник. Это связано с язычеством?

Отчасти да, хотя христианство в этом смысле очень сильная религия, она не стеснялась таких языческих обычаев, она их брала и воцерковляла. Но есть то, что трудно воцерковить, например, вот эти «хлестания вербой». Люди верили, что таким образом им передается сила дерева, принято и детей будить именно вербой в этот день. Но это просто народные обычаи. 

Как православный человек отмечает этот праздник?

Для любого церковного праздника самое главное – это его содержание. Главное здесь – воспоминание того, что происходило в этот день. Но не просто обновление того, что мы знаем, а какое-то мистическое вхождение в глубину события. Это переживание его каждый раз по-новому, но в тоже время, в некой мистической глубине. И это самое главное, что можно сказать о праздновании любого церковного праздника, в том числе и Вербного воскресенья.

Ведь мы проживаем сейчас Великий пост. Заканчивается Великий пост именно праздником Входа Господнего в Иерусалим. Последнее, как я говорил, торжество Христа во плоти. После этого начинается Страстная седмица. Мы вспоминаем воскрешение Лазаря, вспоминаем то, что Господь сделал, чтобы сказать всем, то есть засвидетельствовать своими делами, что он Сын Божий. Что он явился в этот мир, чтобы отдать себя в жертву и искупить всех от власти греха. Это самое главное. Все остальное — это в определенном смысле благочестивый антураж.

Очень важна глубина веры. Она заключается в «проживании» этих событий, особом воспоминании, которое оживляет в нас веру. Все обычаи хороши как дополнение, если есть главное. Поэтому в этот день несут букеты из вербы в храм, который тоже украшают ветвями этого дерева. Потом ветви освещают, люди приносят их домой и ставят перед и иконой, чтобы показать, что это принесли Господу. Это наше внешне-выраженное усилие.

Какую службу служат в Вербное воскресенье?

Это обычная праздничная служба, соответственно, с воспоминаниями всех тех событий, о которых я говорил. Они выражены в песнопениях и в соответствующем евангельском чтении.

Что можно пожелать близкому человеку или просто верующему в праздник?

Здесь просто не скажешь «будь здоров». В глубине можно пожелать, встретив Христа во плоти, сохранить эту верность до конца. Пожелать не оказаться тем, кто готов только во внешнем воспринимать христианство.

Беседовала Екатерина Кадырова