Пасхальный подарок для оглашаемых            

 
 
 

В рамках тайноводственных встреч 8 мая состоялась лекция архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Тайноводственные беседы проводятся для братьев и сестер, окончивших курс оглашения. Темы этого цикла отличаются от огласительных встреч и затрагивают более сложные для понимания области христианского богословия (триадология, экклезиология, сотериология и проч). Темой встречи 8 мая было Евангелие от Иоанна. Прежде участникам оглашения предлагалось читать лишь синоптические Евангелия: они проще для восприятия и близки друг другу по содержанию.  Вводная лекция, посвященная творению евангелиста Иоанна состоялась лишь вчера. 

tK34nnX3hpA

«Отец Ианнуарий является профессором Санкт-Петербургской Православной Духовной академии, видным учёным, библеистом. Благодаря частным лекциям и выступлениям отца Ианнуария знает весь Санкт-Петербург», — так представил гостя настоятель храма протоиерей Александр Сорокин.  Сам отец Ианнуарий признался, что считает себя специалистом по наследию апостола Павла, евангелист же Иоанн оказывался предметом научного интереса профессора реже, чем он того заслуживает. «Наверное, стоит прожить ещё одну жизнь и потратить несколько десятков лет, прочитать тысячи томов на иностранном языке, чтобы на достойнном уровне понимать мысль евангелиста Иоанна», — так отец Ианнуарий определил всю сложность и трагическую неисчерпаемость темы, которой была посвящена его лекция.

Тем не менее лекторский талант и профессиональная подкованность отца Ианнуария позволили ему провести полуторочасовую беседу, на основании которой всё же можно было получить представление о Евангелии от Иоанна.

Ради удобства представим основные выводы докладчика в виде тезисов:

— в Новом Завете мы имеем дело лишь с тремя авторами, которые могут быть с полным основанием названы богословами: это апостол Павел, неизвестный нам автор Послания к евреям и евангелист Иоанн;

— невозможно не заметить большую разницу между Иоанном и синоптиками. Это проявляется, например, в хронологии Евангелий. Так, изгнание торговцев из храма по Иоанну происходит в начале общественного служения Иисуса, а по версии синоптиков — уже в преддверии Страстей.  Синоптики умещают служение Иисуса в один год, а Иоанн говорит о том, что Господь с учениками трижды посещал Иерусалим на Пасху.

— богословие Иоанна также сильно отличается от синоптического. Например, Иисус у Иоанна избегает темы Царство Божия. Вместо этого поднимаются важные вопросы познания Бога (gnosis), любви (agape), знамений-знаков (semeia). Вместо притч, столь популярных у синоптиков, мы имеем дело с пространными монологами, в рамках которых Иисус излагает Своё учение. Эти монологи можно сравнить с лекциями, их объем нередко превышает содержимое нескольких глав.

— творения Иоанна (писателей его традиции) являются невероятно сложными по композиции, изощренными в отношении содержания и в силу этого особенно трудными для интерпретации. Отец Ианнуарий упомянул о важном открытии в иоаннистике (разделе библеистики, который посвящен традиции Иоанна). В 1980-е годы католический священник Рэймонд Браун сделал открытие, из-за которого многие из существовавших комментариев на Иоанна потеряли актуальность. Выяснилось, что всё Евангелие структурно  подчинено популярному в библейской традиции принципу хиазма. Это специальная риторическая форма, в которой ключевые слова и понятия выстраиваются в синонимическом, антитетическом или обратном параллелизме вокруг центральной темы.

— наконец, отец Ианнуарий показал, насколько сложно добраться до аутентичного смысла Евангелия, пользуясь переводами, а не опираясь на греческий текст. Особенно это касается наиболее популярного синодального перевода. 

Участники встречи, оглашаемые и клирики собора, выражают огромную благодарность отцу Ианнуарию за лекцию, которая вдохновляет на чтение и изучение Слова Божия.

Иерей Алексий Волчков