В Феодоровском соборе прошел ежегодный Феофорум (+фото)

 
 
 

Феофорум – ежегодная просветительская конференция — прошел в 14-ый раз в Феодоровском соборе. В этот раз тема Феофорума звучала следующим образом: «Нагорная проповедь: недостижимая вершина или требования веры». С докладами выступили Артем Григорян, сотрудник апологетического цента Ставрос при миссионерском отделе епархии, и протоиерей Вячеслав Рубский, клирик храма святой великомученицы Екатерины в Одессе. После лекционной части последовал Круглый стол, ведущим которого был протоиерей Димитрий Симонов.

Артем Григорян подготовил доклад на тему классического понимания Нагорной проповеди в церкви.

Основная проблематика доклада — вопрос выполнимости Нагорной проповеди на практике. Многие до сих пор говорят, что критерии входа в Небесное Царство, озвученные Христом в Нагорной проповеди, завышены. Артем Григорян отмечает в ходе доклада, что в древней церкви подобный вопрос не стоял. Свят.Иоанн Златоуст говорит, что не только возможно исполнить слова Христа, но более того — нужно. Со времени обращения императора Константина понимание Нагорной проповеди начало меняться. Но реализм жизни 4 века поставил другие задачи. Церковь из церкви гонимого меньшинства стала церковью большинства, её состав включал все больше язычников. Прослеживая развитие понимания этого евангельского отрывка в «золотом веке» патристики, Артем делает вывод, что со временем святые отцы пришли к необходимости смягчить острые углы проповеди, «приручить» текст ко времени, более мягко его интерпретировать. В этот момент появилась «двухступенчатая» этика. Первая ступень предназначена всем христианам, вторая ступень — для «продвинутых» — совершенных. Докладчик предлагает взгялнуть вслед за святыми отцами на заповеди блаженства как на лестницу восхождения по ступеням от покаяния к совершенству. Начиная с Августина, прохождение этап божественного совершенства мыслится возможным только при помощи благодати Бога. Андрей отмечает, что читая Нагорную проповедь, может возникнуть идея пелагианства — будто своими усилиями возможно достигнуть совершенства. Но блаженный Августин подчеркивает слабость человеческих сил, и только в соединении с Богом все становится реальным.

Второй докладчик — приехавший из Одессы протоиерей Вячеслав Рубский обозначил свой доклад как «Ключевые темы Нагорной проповеди».

Отец Вячеслав обратил внимание аудитории на несколько важных моментов изменения толкования Нагорной проповеди Спасителя, а значит отношения к словам Христа.

Можно сказать, что доклад священника был выстроен по принципу «от противного». В начале о. Вячеслав остановился на нескольких пунктах общих стереотипов понимания евангельского отрывка.

Стремление к переводу Писания на платформу понятности бытует давно, и это происходит от того, что нет «вкуса» к непонятности, а нами движет желание все «разжевать». При чтении Нагорной проповеди возникает огромное искушение разбить её на отдельные кусочки – стеклышки, но давайте задумаемся – предлагает отец Вячеслав, о том, что апостол Матфей не случайно собирает все воедино? И перед нами цельное произведение? В результате толкований произошла «банализация» Нагорной проповеди. Ведь если представить, что Христос вышел и сказал, что хорошие – блаженны, то это самая простая банальность! Кому это говорится – людям, которые уже несколько сотен лет это знают, людям, которые получили закон от Бога.

Далее отец Вячеслав продолжил, что существует вариант восприятия слов Христа, как «повышение планки» для Израиля. «Но неужели Господь пришел, что бы закручивать гайки» — спрашивает докладчик? В нашей традиции Нагорная проповедь кажется невыполнимой, потому что её исполнить под силу только «пробирочному» человеку – святому, монаху, тому, кто живет в «лабораторных» условиях. Выходит тогда, что такие завышенные критерии Царства Божия — абсурд, абра-клад абра, неприменимая для простого, заурядного человека. Но наша задача — понять речь Иисуса как «программную» речь.

Что делает Христос? Если Он просто приходит, чтобы дать заповеди, если Он произносит в том же жанре — Он напрасно пришел! До Христа формула отношений Бога и человека воспринималась, как «господин – раб». Но Иисус меняет эту формулу! Он говорит: вы — мои братья, друзья! Он подрывает исконную формулу религиозности иудаизма, базирующуюся на «повелевающий-исполняющий». Священник обращает внимание на то, что Христос не писал Евангелия. Если бы Он хотел что-то сказать, Он бы написал. Но Он хочет с Собой соединить.

В последней части доклада отец Вячеслав заставил задуматься над вопросом, к кому обращены слова Иисуса. Он начал с «портрета хорошего человека» Ветхого Завета – мы видим «блаженного мужа» в первом псалме Давида. Но Спаситель называет других блаженных: нищих, алчущих, жаждущих…

Кто они? Докладчик вновь предложил представить себе, что это – нищие – это преподобные, плачущие — те, кто рыдает о грехах… Но, заключает о. Вячеслав, это – банальщина. Своего рода, победа язычества! Когда нам нужен супер-человек, и мы возвращаемся к идее героизаии, обожествления человека. Получается, что мы не любим простых смертных, но зато Бог любит простых! И в этом абсурд, это невозможно принять! Христос разбивает традиционный шаблон.

В заключении отец Вячеслав подытоживает. Зачем Христос шокирует? Он хочет сказать нам о Боге. Мы любим создавать себе кумира из самих себя, создавать идеальный образец, а потом примерять к себе его. Если Христос хочет просто дополнить закон, то Его воплощение делается ненужным. Но Он говорит, что блаженны «неудачники», и этим переворачивает мирскую догму. Он призывает благословлять проклинающих, прощать обидящих, то есть Он говорит, что если вы хотите быть святы, как Отец небесный — будьте похожи на Него в том, в чем Он не похож на нас. Он любит всех, Он не отличает праведных от неправедных, то есть если ты хочешь быть сыном Божиим, будь как Бог.

После докладов последовал круглый стол, на котором любой желающий смог задать докладчикам свой вопрос.

Подобные конференции носят позитивный просветительский характер. Следующий феофорум планируется зимой. Его тема «Тайна Святой Троицы: Бог есть любовь».

Текст: Надежда Калашникова, 
Фото: Артемий Костров,
ИА «Вода живая»