Просвещение – главная христианская задача

 
 
 

Просвещение всегда было и остается одной из главных задач Церкви как целого, а также ее служителей как индивидуально ответственных за церковную миссию в мире сем. Само понятие «просвещение» – от слова «свет» – глубоко библейское, так как в Библии «свет» – один из самых адекватных, очевидных и убедительных образов, выражающих понятие о Боге как источнике Жизни и Истины. Главное призвание и основное достоинство человека, как они понимаются в христианстве – быть образом и подобием Божьим; осуществляются прежде всего через просвещение, состоящее в приобщении к жизни по Слову Божьему. В Библии сказано:

«Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?» (Псалом 26, 1).

По-церковнославянски эти слова звучат так:

«Господь – просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся?»

Человеческая история наглядно показывает, насколько плодотворное и мощное воздействие на протяжении многих веков оказывало христианство на всю человеческую цивилизацию, сформировав ее культуру, нравственные идеалы, определив ее социальные, политические и экономические успехи. Свобода, равенство, братство – те ценности, которые культурное человечество считает своими наивысшими социально-политическими достижениями, – если разобраться, являются в своих истоках глубоко христианскими принципами, заложенными в Священном Писании Церкви – в Библии, Евангелии. Беда лишь в том, что человеку свойственно далеко не всегда на пользу распоряжаться столь ответственными дарами. Об этом предупреждает опять-таки Церковь словами Библии:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Послание апостола Павла к Галатам 5, 13).

Одна из причин того, что эти высокие идеалы свободы и братства бывают извращены до карикатурности и неузнаваемости, а порой и до кровавого безобразия и издевательства над самим человеком, – в отсутствии настоящего просвещения в его подлинном понимании, а именно в отвержении Бога как источника этих благодатных даров.

Впрочем, понятие просвещения в самой Церкви имеет еще один, более конкретный оттенок значения. Именно так издревле называли процесс вхождения человека в Церковь и обретения им своего места в обществе верующих – того, что сегодня иногда называют воцерковлением. Просвещением всегда именовалась в Церкви и заключительная фаза подготовки человека к сознательному принятию христианской веры – таинству крещения.

Еще в первые века христианства, когда оно распространялось среди жителей тогдашней цивилизации – языческой Римской империи, его стремительное шествие было обеспечено совсем не огнем и мечом, а убедительным словом, наполненным не только горячей верой, но и грамотным знанием. Так действовали апостолы – первые ученики Христовы, так действовали их преемники, последующие учителя и святые отцы Церкви. Многие из них, получив по тем временам первоклассное образование в языческих философских школах, впоследствии употребили полученные знания на то, чтобы современным языком, понятным для язычников, переложить и растолковать древние библейские истины. В этом состояли назначение и работа древнейших огласительных училищ и школ, возникавших тогда в большом множестве в различных городах и странах.

С христианского просвещения началась и культурная история славян благодаря трудам великих просветителей — равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия и их помощников и последователей. Благодаря христианскому просвещению состоялось одно из первых значимых культурных достижений наших далеких предков – появление славянской азбуки и письменности. Можно сказать, изобретение письменности для славян святые братья сочли самой необходимой на тот момент коммуникационной технологией, без которой представлялось совершенно невозможным приблизить человека к Истине. И далее, движущим мотивом в освоении новых технических достижений было желание расширить и распространить просвещение, охватить им как можно более обширные ареалы общества. Так, в последующие века осваивается книгопечатание, учреждаются школы, академии и другие учебные заведения, развиваются различные направления во всех областях искусства – архитектуре, музыке, живописи, литературе.

Если же говорить о причинах кризисов, упадков, а в конечном итоге и социально-политических катастроф, среди которых наиболее страшной и губительной оказалось крушение целой страны в 1917 году, – то к ним, без сомнения, следует отнести периодическую неспособность или нежелание церковного общества нести миссию просвещения – с любовью, ответственностью и чуткостью к запросам времени. Неистребимая жажда человека к живому и содержательному общению и к знаниям, его естественная, заложенная Богом тяга к свету – как тянется к солнечному свету растение, – в случае неисполнения Церковью своих просветительских функций неминуемо и незамедлительно начинает удовлетворяется суррогатами и подменами просвещения в виде идеологий без Бога, без христианской любви и евангельской, Христовой свободы.

История России в XX веке убедительно показала плоды столь пагубной подмены. Протест против Церкви, во многом спровоцированный самой Церковью, а правильнее выражаясь, ее негодными служителями и неверными чадами, переставшими быть «солью земли» (Евангелие от Матфея 5, 13), протест, переросший в разрушительный атеистический бунт, в конечном итоге обратился не только против Церкви как религиозного института, но и против отечественной культуры во всех ее проявлениях, начиная с эстетических материальных ценностей (например, безусловных архитектурных шедевров) и заканчивая испохабленным языком и хамской манерой человеческого общения, проявляющейся даже в автомобильном вождении. Безжалостное надругательство над эстетически ценными, красивыми вещами, к числу которых относятся далеко не только православные храмы и религиозная утварь, изуверство в отношении самого человека – вот те «огонь и вода», через которые прошло наше общество, чтобы оказаться в состоянии бескультурья и непросвещенности.

И все же Бог и сейчас, после тяжелых испытаний и катастроф, дает нам возможность вновь восстать и возрасти во свете Его правды. «Возненавидьте зло и возлюбите добро, может быть, Господь Бог помилует остаток», – говорится в Библии.

Говоря о возрождении церковной жизни сегодня (как на общем, глобальном уровне, так и на частном уровне отдельных приходов и общин), следует учесть, что оно состоит не только в физической реставрации утраченных и порушенных материальных святынь и памятников или в механическом восстановлении когда-то существовавших добрых отеческих традиций, но, прежде всего, в просвещении. Можно даже сказать, что при всей безусловной нужности реставрации поруганных памятников – ибо человек есть не только душа, но и тело, достойное того, чтобы быть окруженным красивым и комфортным пространством, – концептуально первичным должно быть именно просвещение – возрождение души, образование ума, успокоение сердца.

Эффективность просвещения напрямую зависит от современности его методов и средств – прежде всего в области коммуникаций и воспитания. При этом нужно помнить, что технический прогресс – вещь обоюдоострая. Осваивая все новые и новые, более мощные технологии, человек тем самым обретает все более широкие возможности как для совершения большого блага, так и для причинения себе и другим большого зла. Христиане же, как и вся Церковь, как никто другой в мире сем, призваны явить пример того, как устремить современные технологии общения и воспитания на подлинно просветительские цели. Сюда можно отнести как проекты в области образования – на всех уровнях, начиная с младенчества и детства и заканчивая степенями высшего образования, – так и средства массовой информации во всех их проявлениях, а также в целом создание здоровой среды человеческого общения.

Приступая к восстановлению храма-памятника Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге, мы намерены озаботиться не только его реставрацией в архитектурном и сугубо богослужебном смысле слова, но и, в рамках возрождаемого православного прихода, осуществлением целого ряда проектов, направленных на просветительские, информационно-издательские, богословско-образовательные и миссионерские цели. Эти проекты следует осуществлять под эгидой Православной Церкви и при поддержке здоровых сил Российского общества. В своем комплексе эти проекты будут представлять собой единый Православный просветительский центр.

Многие из проектов, которые предлагается включить в состав просветительского центра, на сегодняшний день уже имеют или реальный опыт существования, измеряемый порой несколькими годами, а также и заметные положительные результаты, или конкретные, весомые предпосылки к началу своей деятельности.

Наконец, следует учесть и то, что вплоть до закрытия Феодоровского храма в 1932 г. при нем, так же как и при других ведущих храмах Санкт-Петербурга, действовало Александро-Невское общество, занимавшееся просветительской деятельностью. Подчеркнем, что его деятельность не прекращалась даже в первые, необычайно трудные для Церкви советские годы. Конечно, общество вынуждено было заниматься своим просветительским делом полулегально, что и было инкриминировано его активным членам как контрреволюционная пропаганда. Председателем общества был архимандрит Лев (Егоров), последний настоятель Феодоровского храма перед его закрытием, расстрелянный в 1937 г. и ныне канонизованный новомученик. Создаваемый нами просветительский центр можно рассматривать как продолжение тогдашней деятельности прихода.

В состав просветительского центра предлагается включить следующие проекты:

1. Богословский институт или иное высшее богословское учебное заведение

Налицо серьезный ученый – богословский, филологический, исторический – потенциал и желание в лице ряда образованных священнослужителей Санкт-Петербургской епархии (в том числе ведущих специалистов в своих ученых областях общецерковного масштаба), а также профессоров Санкт-Петербургского государственного университета (в частности, филологического факультета) и других высших учебных заведений Санкт-Петербурга, необходимый и достаточный для создания высшего богословского учебного заведения в Санкт-Петербурге по образцу ведущего богословского ВУЗа Москвы и всей России – Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. Речь идет ни в коем случае не о «дублировании» Духовной академии или семинарии, преследующих специфическую цель подготовки церковных кадров (священнослужителей), а о предоставлении богословского образования, наряду с другим, например филологическим или историческим, широкому кругу мирян. На сегодняшний момент в Санкт-Петербурге имеется несколько заведений подобного типа, остающихся, однако, на обочине церковной и общественной жизни. Представляется, что в лоне Церкви под эгидой столь мощного проекта, как возрождение храма Феодоровской иконы Божией Матери, создание своеобразного «второго» после Свято-Тихоновского аналогичного института в Северной («второй» по значению) столице было бы логично.

2. Медиа-холдинг

На базе Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, ответственного в том числе за епархиальные СМИ, необходимо развить имеющиеся или создать новые православные СМИ в Санкт-Петербурге в соответствии с современным представительским спектром: газеты, журналы, интернет-сайт, информационное агентство, радио, телеканал.

Обратим внимание, что в качестве читательской, слушательской и зрительской аудиторий этих СМИ следует считать не только тех воцерковленных верующих, которые на сегодня составляют незначительную часть общества, но и самые широкие круги, интересующиеся не только Церковью как таковой, но и вопросами культуры, образования, политики и всех других областей т.п. Дело не только в том, что православным христианам есть что сказать на эту тему, но и о том, что в ограде Церкви (на страницах церковных изданий и в формате радио и телепередач) уместно обсуждение актуальных тем, волнующих современное общество, с участием различных сторон и точек зрения.

а) Журнал «Вода живая».

На первом этапе речь идет об официальном епархиальном журнале «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник». С начала 2007 года журнал уже претерпел преобразование в сторону современного оформления как с точки зрения полиграфии и дизайна, так и с точки зрения актуальности содержания.

б) Епархиальное информационное агентство «Вода живая»

Формирование информационного агентства уже начато силами Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии. Его назначение – обеспечивать стабильный поток информации для максимально полного освещения событий, связанных с религиозной жизнью в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а в перспективе и более широкого географического ареала, начиная с Северо-западного региона России. Речь идет о ее христианской составляющей, прежде всего касающейся деятельности не только Русской Православной Церкви (Санкт-Петербургской епархии, монастырей, духовных школ, приходов и иных организаций, связанных с Церковью), но также и других христианских традиционных конфессий. В настоящее время уже сформировано ядро коллектива корреспондентов, а также разработан информационный Интернет-портал (www.news.aquaviva.ru ).

в) Газета «Церковный вестник в Петербурге»

Необходимо запустить в действие еженедельную или издаваемую раз в две недели газету с публикацией новостей церковной жизни на базе также уже запущенного в действие епархиального информационного агентства (см. п. 2-б). Для начала петербургской православной газетой могла бы стать петербургская версия центральной газеты Издательского Совета Московской Патриархии (Москва) «Церковный вестник». Предварительная договоренность с редакцией имеется.

г) Молодежный журнал (для возраста от 15 до 20)

На сегодняшний момент подобного христианского современного молодежного журнала в России, кажется, нет.

Идея и смысл молодежного журнала – писать обо всем, что интересно современному молодому человеку, кроме запретных тем – курение, алкоголь, секс, наркотики. Необходимо делать акценты на том, что нужно: музыка – хорошая, фильмы – стоящие, книги – настоящие, выставки, концерты, пр. – интересные. Плюс – информирование о православных явлениях: праздниках, событиях в православном мире; молодежных православных объединениях. Публикация мнений священников о тех или иных проблемах. Журналистский потенциал и конкретные концепции сегодня имеются в нашем распоряжении.

д) Серьезный богословский журнал

Издание серьезного богословского журнала возможно, например, на базе богословского института с привлечением широкого круга современных богословов и ученых. Зародышем можно считать богословский раздел «Lingua Sacra» журнала «Вода живая».

е) Аналитический центр

Аналитический центр необходим как возможность осуществлять отдельные исследовательские проекты: опросы, мониторинг СМИ, анализ отдельных аспектов епархиальной и культурной жизни. Участие в этой работе могли бы принимать, например, наиболее квалифицированные журналисты. Роль таких исследований часто недооценивается, что имеет весьма печальные последствия.

3. Музей

В первоначальные планы Строительного Комитета, строившего Феодоровский храм в начале XX века, входило намерение создать при храме церковно-исторический музей. Сам храм именовался храмом-памятником и оправдывал свое название тем, что в своей композиции являл саму историю России. Нижний храм, посвященный святому благоверному великому князю Александру Невскому, таким образом, был памятником древнейшей истории Руси, когда правили Рюриковичи. Верхний храм – в честь Феодоровской иконы Божией Матери, родовой иконы Романовых, – таким образом увековечивал позднейший период истории России. Возрождая храм, следует непременно учитывать его трагическую судьбу в XX веке как символ судьбы Русской Православной Церкви и всей России в ушедшем столетии. Для Русской Церкви это прежде всего страдания, исповедничество и мученичество тысяч и миллионов верующих, из которых многие уже канонизованы Церковью как новомученики и исповедники Российские. Музей, создаваемый при храме, должен быть непременно и музеем новомучеников.

Музей должен стать центром, на базе которого также будут работать экскурсионный отдел для школьников, временные выставки, связанные как с церковными, так и гражданскими праздниками, способствующими всестороннему развитию не только церковного музейного дела, но и знакомству с основами православной культуры и культурными ценностями нашего города.

4. Общества трезвости или реабилитационный центр для наркозависимых

До революции при храме, как и при многих других православных храмах, существовало общество трезвости. Об актуальности этой программы сегодня не приходится много говорить. В настоящее время при Феодоровском храме действуют на регулярной основе два общества трезвости, в которых люди имеют возможность принести покаяние в грехе алкоголизма, табакокурения, наркомании, пристрастия к азартным играм и прочих видах зависимости, а также дать обет трезвости. Это – общество православных христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова и Александро-Невское общество трезвости.

5. Школа оглашения (катехизации) и воцерковления для взрослых

Система оглашения в приходе Феодоровской иконы Божией Матери действует уже восемь лет, с начала богослужений в часовне Новомучеников и Исповедников Российских. Именно через нее приход пополняется людьми, которые сознательно оценивают свой выбор веры, и таким образом формируется дружная сплоченная община, насчитывающая сегодня около трехсот человек.

6. Воскресная школа для детей и подростков

С 2006 года в приходе действует воскресная школа для детей, где детей обучают основам православной веры, а также действуют различные кружки (от рукоделия до занятий вокалом и музыкой, включая театральный, исторический и др.).

Все вышеперечисленное требует, во-первых, серьезной финансовой поддержки, а, во-вторых, площадей для размещения. Что касается второго, то на сегодняшний момент частично выручают помещения бывшего молокозавода, перестроившего храм в советское время. В частности, пока выручают дополнительные межэтажные перекрытия и надстроенные помещения. При реставрации все эти площади будут, безусловно, уничтожены. Единственно возможным выходом будет строительство нового здания на территории, отводимой приходу в непосредственной близости от Феодоровского собора. Историческим основанием для нового строительства может служить тот факт, что при соборе имелось двухэтажное вместительное строение (причтовый дом), разрушенное в советские годы, но сохранившее свои очертания на чертежах и фотографиях.

Протоиерей Александр Сорокин