Феодоровская икона Божией Матери

Пелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Федоровича, в Ипатьевский монастырь

Пелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Федоровича, в Ипатьевский монастырь

Наш храм назван в честь Феодоровской иконы Божией Матери, так как именно ею инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Романова, благословила своего сына Михаила Романова на царство со словами:

«Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».

История Феодоровской иконы начинается в XII веке. Тогда она находилась в деревянной часовне недалеко от поволжского селения Городец. В начале XIII века на месте часовни был построен Богородице-Феодоровский монастырь, и икона Пресвятой Богородицы стала его главной святыней. Во время нашествия Батыя в 1239 году монастырь сгорел, а с ним, как считалось, сгорела и Богородичная икона. Однако через 17 лет, в 1256 году, ее обрели жители Костромы во главе с князем Василием Ярославичем, младшим братом благоверного великого князя Александра Невского. Празднуется это событие 16 (по новому стилю 29) августа как один из праздников Феодоровской иконы – престольный праздник Феодоровского храма.

Сразу после обретения икона была перенесена в костромской храм святого великомученика Феодора Стратилата, в связи с чем и получила свое название – Феодоровская. С той поры и по сей день история иконы неразрывно связана с Костромой. Вот как поэтично говорится об этом в тропаре – главном богослужебном гимне, посвященном Феодоровской иконе Божией Матери: «Пришествием честныя Твоея иконы, Бого-отроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту Завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да твоим Матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость».

В Городце, вернувшись тяжело больным из Орды, обрел место своего последнего упокоения святой благоверный великий князь Александр Невский. Чувствуя приближение кончины, великий князь остановился в возрожденном к тому времени Городецком Богородице-Феодоровском монастыре, где принял пострижение в схиму. Спустя некоторое время, простившись с игуменом и братией, под сенью Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь-инок отошел в вечные обители. Произошло это 14 ноября 1263 года.

21 февраля (по старому стилю) 1613 года на Земском Соборе в Москве государем всея Руси был избран Михаил Федорович Романов – первый русский царь из боярского рода Романовых, 16-летний юноша, сын Федора Никитича и Ксении Ивановны Романовых, к тому времени постриженных в монашество с именами Филарета и Марфы. На момент избрания Михаила на царство Филарет, возведенный за восемь лет до этого в сан митрополита, находился в польском плену, а впоследствии, по возвращении из плена, в 1619 году был поставлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Имена святых покровителей этих родоначальников династии Романовых будут вписаны в историю Феодоровского храма 300 лет спустя: три из шести алтарей храма посвящены святителю Филарету Милостивому, мученице Марфе и преподобному Михаилу Малеину.

14 марта (по старому стилю) 1613 года в Ипатьевский монастырь города Костромы прибыло посольство Земского Собора, чтобы известить Михаила Феодоровича и его мать инокиню Марфу об избрании на престол. Тогда же из Успенского собора Костромы в монастырь крестным ходом была принесена Феодоровская икона. После долгих уговоров послам Земского Собора удалось убедить юного Михаила Романова и его мать принять избрание на престол. Инокиня Марфа благословила своего сына Феодоровской иконой. В память об этих событиях 14 (по новому стилю 27) марта 1613 года было установлено новое празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери – второй престольный праздник Феодоровского храма.

С того времени Феодоровская икона становится одной из главных фамильных святынь российских государей и их семей. Перед Феодоровской иконой будут отныне принимать православие вступающие в династический брак иноземные невесты, нередко при этом принимая отчество «Федоровна». С этой иконой семья последнего императора Николая II не расстанется вплоть до расстрела в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

Подлинная Феодоровская икона Божией Матери, к счастью нашему, не утрачена. Чудотворная икона, подлинность которой была подтверждена, как это ни удивительно, экспедицией Наркомпроса в 1919 году, не покинула церковных стен в годы гонений. Ныне она пребывает уже не в кафедральном Успенском соборе Костромы, взорванном большевиками в 1934 году, а в новом кафедральном соборе Костромской епархии – Богоявленском соборе восстановленного из руин Богоявленско-Анастасинского монастыря.

Братия Городецкого Богородично-Феодоровского монастыря, где первоначально находилась святыня, бережно хранила список Феодоровской иконы, переданный монастырю после ее чудесного обретения в Костроме в 1256 году. Этот список специально привозили в 1914 году в Санкт-Петербург на торжества по случаю освящения Феодоровского храма, который был построен рядом с подворьем Городецкого монастыря в Санкт-Петербурге.

В настоящее время в приходе Феодоровской иконы Божией Матери находится пять списков чтимой иконы:

Местная икона в иконостасе храма Новомучеников и Исповедников Российских, написанная к освящению храма в 1998 году.

Местная икона в иконостасе храма Новомучеников и Исповедников Российских, написанная к освящению храма в 1998 году

Точная копия Феодоровской иконы, находящейся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасинского монастыря Костромы, - главной Феодоровской иконы России. Копия, включающая золоченую ризу с драгоценными камнями и образ великомученицы Параскевы на тыльной стороне, была изготовлена по заказу Генерального директора ЗАО «Экспоцентр» Владислава Малькевича и подарена приходу 2 июня 2011 года.

Точная копия Феодоровской иконы, находящейся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасинского монастыря Костромы, — главной Феодоровской иконы России. Копия, включающая золоченую ризу с драгоценными камнями и образ великомученицы Параскевы на тыльной стороне, была изготовлена по заказу Генерального директора ЗАО «Экспоцентр» Владислава Малькевича и подарена приходу 2 июня 2011 года.

Феодоровская икона Божией Матери

Список Феодоровской иконы Божией Матери XIX века (Мстерское письмо), подаренный Председателем Попечительского совета храма Борисом Грызловым во время его визита 20 февраля 2009 года.

Местная икона в восстанавливаемый иконостас верхнего храма Феодоровского собора. Написана в иконописной мастерской святого Иоанна Богослова в 2011 году (иконописец - Христина Прохорова).

Местная икона в восстанавливаемый иконостас верхнего храма Феодоровского собора. Написана в иконописной мастерской святого Иоанна Богослова в 2011 году (иконописец — Христина Прохорова).

 

Феодоровская икона Божией Матери

Аналойный образ – для Феодоровского собора особенно значимый. Написан в начале 1990-х годов как первое деяние на пути возрождения прихода. Икона почти всегда лежит в центре верхнего храма (кроме воскресных дней и великих праздников). Иконописец Нина Денисова.