Майолика

Фотогалерея о майолике здесь.

Согласно православным канонам, Феодоровский собор расположен алтарем к востоку, но при этом главный вход размещен не с противоположной, западной стороны, а с боковой, северной, то есть со стороны Миргородской улицы. Вот почему именно этот северный фасад и стал парадным. Именно на нем размещено главное украшение экстерьера храма – восьмиметровое майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом».

Сто лет назад оно было выполнено художественно-керамическим производством «Гельдвейн – Ваулин» на пожертвования служащих, учащих и учащихся Виленского учебного округа. Небольшой макет этой иконы преподнес Государю Императору Николаю II по случаю освящения собора настоятель Феодоровского Городецкого монастыря архимандрит Алексий.

Майолика

Макет майоликового панно, поднесенный Императору Николаю II в день освящения храма 15 января 1914 года

В советское время майоликовое панно было полностью уничтожено: не сохранилось ни одного, даже самого маленького фрагмента. На его месте в рамках реконструкции молокозавода в 1960-е годы в стене были сделаны проемы и установлены два больших окна в обрамлении кладки из силикатного кирпича. В 2011-2012 годах панно полностью воссоздано по старым фотографиям, а также по эскизу, выполненному автором, художником С.В. Чехониным (1878 – 1936), хранящемуся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Воссоздание и монтаж панно выполнены реставрационной компанией «Строительная культура» и мастерской «Полиформ-Р» на средства, выделенные из бюджета Санкт-Петербурга по эскизу архитектора Ольги Владимирской.

Майолика

Фото 2012 года

На панно изображена Феодоровская икона Божией Матери, венчающая символическое древо русской святости. В ветвях древа – святители Петр и Алексий Московские, Федор Углицкий и Иоасаф Белгородский, благоверные князья Андрей Боголюбский и Александр Невский, царевич Димитрий, преподобные Михаил Малеин, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский, Серафим Саровский, Евфросиния Суздальская, Анна Кашинская. В нижней части панно над стенами Ипатьевского монастыря в Костроме низу возвышаются фигуры Патриарха Филарета и его сына, царя Михаила Федоровича Романовых.

В верхней части майолики пред иконой предстоят великомученик Феодор Стратилат, по имени которого названа икона, и так называемый преподобный Ипатий Костромской. Как ни странно, последний именно так указан в отчете Строительного комитета 1915 года, хотя такого преподобного в истории не существовало. Вероятно, произошло недоразумение – имя священномученика Ипатия Гангрского, в честь которого был назван монастырь в Костроме, странным образом трансформировалось в имя «мифического» преподобного Ипатия Костромского.