Архитектурный стиль

Фотогалереи — в разделе фото.

Храм Феодоровской иконы Божией Матери построен в неорусском стиле по проекту архитектора Степана Кричинского, тем самым воскрешая в памяти известные образцы древнерусского храмового зодчества. В его облике – как в целом, так и в отдельных частях и деталях – можно распознать храмы и крепостные башни древних русских городов: Ростова Великого, Юрьева-Польского, Ярославля, Суздаля.

Архитектурный стиль

Храм святого Иоанна Богослова в Ростове

Другие фото прототипов Феодоровского собора и отдельных его элементов:

1) Храм Иоанна Богослова в Ростове (фото разных лет, фотосъемка Людмилы Голубковой 2013 г.);

2) Настенный орнамент в храме в Юрьеве-Польском

Феодоровский собор – яркий образец ретроспективизма начала XX века. Здесь сочетаются древние мотивы с модерном – изысканным и самобытным стилем, вошедшим в моду по всей Европе также в начале XX века. Все это создает в целом неповторимую стилистику фасадов и интерьеров Феодоровского собора.

Использование древнерусских образцов в архитектуре собора не помешало при этом смело распорядиться передовыми конструктивными технологиями начала XX века. Собор стоит на твердом и устойчивом основании – цельной железобетонной фундаментной плите. Всем своим «телом», как на скелет, он «одет» на четыре арки, также отлитые из железобетона. На них опирается и центральный купол. Эти две пары арок, пересекающиеся друг с другом в верхней части, хорошо видны, если обратить взор в подкупольное пространство внутри верхнего храма. Выполняя конструктивные функции, они создают неожиданный эстетический эффект.

Архитектурный стиль

Верхний храм Феодоровского собора

Еще одной стилистической особенностью оформления храма является многократно повторяющаяся асимметрия.

Так, по периметру собора расположены три башни, и ни одна не похожа не другую: северо-восточная – восьмигранная с луковичной медной главкой; северо-западная – заметно выше и шире, а главное, квадратная в плане и с четырехскатной черепичной крышей; юго-западная – тоже квадратная, но меньшая по размеру и с более вытянутой, островерхой крышей.

Архитектурный стиль

Северный фасад Феодоровского собора, обрамленный башнями. Фото 1914 года. На правом краю частично видна колокольня

Архитектурный стиль

Северный фасад Феодоровского собора в 1990-е годы

Архитектурный стиль

Северный фасад Феодоровского собора. Фото 2013 года

«Башенную» тему дополняет труба бывшей котельной, расположенная напротив южного фасада собора и оформленная по образцу Кузнечной башни Московского Симонова монастыря Рождества Богородицы 1640-х годов.

Стены храма снаружи облицованы белым старицким камнем-известняком, украшенным разнообразным резным орнаментом. Здесь можно обнаружить даже мифических животных: единорога, птицу феникс, двуглавого орла, льва, райскую птицу сирин. На восточном (алтарном) фасаде хорошо видны вкладные (вырезанные прямо в стене) кресты необычных форм, характерные для русской древности, в частности, Великого Новгорода.

Не меньшее многообразие составляют крыши Феодоровского собора, покрытие частично медью, частично черепицей холодно-изумрудного цвета. Позолотить купола намеревались создатели храма еще сто лет назад, но осуществить этот замысел удалось только во время реставрации в наши дни.

Согласно православным канонам, Феодоровский собор расположен алтарем к востоку, но при этом главный вход размещен не с противоположной, западной стороны, а с боковой, северной, то есть со стороны Миргородской улицы. Вот почему именно этот северный фасад и стал парадным. Именно на нем размещено главное украшение экстерьера храма – восьмиметровое майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом». Панно было полностью утрачено в советские годы и воссоздано при реставрации.

Архитектурный стиль

Воссозданное майоликовое панно «Вышний Покров Божией Матери над Царствующим Домом» на северном фасаде Феодоровского собора

В верхней части майолики изображена Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими великомучеником Феодором Стратилатом и так называемым преподобным Ипатием Костромским. Икона венчает символическое древо, в ветвях которого – русские святители, благоверные князья и преподобные. В нижней части, над стенами Костромского Ипатьевского монастыря, возвышаются фигуры Патриарха Филарета и его сына, царя Михаила Федоровича Романова.

Майоликовую тему продолжают многочисленные квадратные цветные изразцы, размещенные на белокаменных фасадах с севера и с запада. Все они также полностью воссозданы заново, за исключением единственного сохранившегося и представляющего ценный экспонат соборного музея.

Украшением фасада является и мозаичная икона Спасителя, расположенная над главных входом, утраченная и воссозданная вновь в ходе реставрации.