Фотогалереи — см. в разделе фото.
Схему расположения икон с указанием, какие из них написал архимандрит Зинон, можно скачать здесь (английская версия, in English — здесь).
Сто лет назад, в дни строительства Феодоровского собора, нижний храм посвящался святому благоверному великому князю Александру Невскому и, возможно, святой Марии Магдалине – святым, соименным императору Александру III и его супруге императрице Марии Федоровне. Боковые приделы посвящались праведному Филарету Милостивому и мученице Марфе, соименным родителям Михаила Федоровича Романова после принятия ими монашества.
Строители намеревались имитировать здесь стиль новгородских церквей XIII века, что напоминало бы об эпохе Александра Невского. Вот как об этом говорилось в отчете Строительного комитета от 1917 года:
«Средний престол нижнего храма сооружается в честь Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, жившего в XIII веке. В древних церквах вместо иконостасов употреблялись каменные алтарные преграды, почему Комитетом было признано желательным соорудить в нижнем храме каменный иконостас в виде алтарной преграды, а также из такого же материала престол, жертвенник, голгофу и гробницу…»
Этот план так и не был воплощен. Среди большого количества фотографий и архивных материалов, сохранившихся в целом по собору, не нашлось ни одного снимка, рисунка или чертежа нижнего храма.
Сегодня нижний храм оформлен как с учетом пожеланий первоначальных создателей храма, так и в соответствии с современными богослужебными нуждами Церкви. Общее художественное руководство по оформлению нижнего храма взял на себя известный современный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Предложенный им проект алтарной преграды и фресок в алтарных апсидах был одобрен церковным Священноначалием, Попечительским советом и согласован с органами охраны памятников Петербурга. Помимо фресок, которые отец Зинон выполнил собственноручно, он, а также рекомендованные им иконописцы написали иконы для нижнего храма.
Другие фото общего вида нижнего храма — здесь.
В выборе стилистики убранства нижнего храма значительно помогли архивные фотографии утвари собора. На них – прекрасные изделия в стиле модерн начала XX века, содержащие отчетливые апелляции к раннехристианским образцам.
Весь интерьер нижнего храма подчинен той главной функции, ради которой созидались христианские храмы с глубокой древности, – евхаристическому собранию Церкви. В центральной апсиде, где на каменном престоле под мраморной сенью (киворием) совершается Евхаристия, на восточной стене изображено причащение апостолов – традиционный сюжет, всегда помещаемый в центре иконостаса в каждом православном храме. В конхе, над сенью – изображение символов четырех Евангелий: человека (Евангелие от Матфея), льва (Евангелие от Марка), тельца (Евангелие от Луки) и орла (Евангелие от Иоанна). Эти библейские животные окружают этимасию («Престол уготованный») – пустующий царский трон, символизирующий ожидание Пришествия Христова. Вдоль восточной стены, под фреской – седалища для пресвитеров, в центре, на горнем месте – епископский трон. Алтарную зону отделяет от основной площади храма невысокая преграда, имеющая чисто функциональное значение – четко обозначить пространство алтаря, жертвенника и диаконника.
Удивительно гармоничен подбор цветовой гаммы каменных элементов и фресок. Верхняя плита и основание престола, плита жертвенника, киворий, седалища и горнее место, так же как и алтарная преграда, выполнены из светло-бежевого мрамора с небольшими вкраплениями белого. Существенное оживление в это каменное сооружение вносит тщательно продуманное различие типов обработки мрамора – от грубой, имитирующей первоначальный скол, до идеально отполированной. Массивный столб, на котором покоится полированная мраморная плита престола, а также основная часть жертвенника, сложены из плитняка грубой обработки из Старого Изборска под Псковом.
Боковым апсидам возвращены те литургические функции, ради которых в древности они и сооружались: в северной апсиде – жертвенник (проскомидия), в южной – диаконник. Такое назначение алтаря и жертвенника определило и сюжетное содержание фресок.
Фото: виды и фрески предложения
На фресках в жертвеннике представлены ветхозаветные прообразы Голгофской жертвы Христа и Евхаристии: «Жертвоприношение Исаака» и «Встреча Авраама с Мелхиседеком», «Богоявление Моисею у купины неопалимой», «Получение Моисеем скрижалей Завета» и «Иссечение Моисеем воды из камня в пустыне».
В диаконнике на стенах изображены события Нового Завета: диаконы, избранные, согласно Книге Деяний апостолов, для социального служения, а также апостол Павел в двух своих «ипостасях»: слева – Савл, стерегущий одежды побивающих камнями архидиакона Стефана, справа – апостол языков, написавший 14 посланий.
Фото: виды и фрески диаконника
На простенках между алтарем и боковыми апсидами также написаны фрески, обрамленные мраморными киотами – образ Спасителя справа и образ Богоматери слева. Оба представлены в рост: Спаситель с Книгой (Евангелием) в руке, Богоматерь в молитвенной позе со свитком, на котором по-гречески начертаны слова молитвы. Эти изображения – не что иное как первоначальная часть деисиса, из которой с течением веков в православных храмах сформировался иконостас.
К необычным достопримечательностям нижнего храма можно отнести мраморную купель (баптистерий) крестовидной формы, предназначенный для крещения взрослых полным погружением, и лабиринт, выложенный из черного и белого мрамора в центре на полу, – символ человеческого пути к Богу. За образец взят лабиринт в Шартрском соборе (Франция) – один из тех, которыми украшались храмы в средневековой Европе.
Пол нижнего храма выложен керамической плинфой – ее использовали при покрытии пола и в Европе, и в Древней Руси.
Важнейшую часть убранства нижнего храма составляют иконы, размещенные на стенах и столбах — кисти отца Зинона и других иконописцев. Все они написаны на пожертвования прихожан и других благотворителей.
Лишь одна из икон нижнего храма — старинная. Это список Феодоровской иконы Божией Матери XIX века, подаренный собору в 2009 году председателем Попечительского совета храма Борисом Грызловым.
Нижний храм освящен Великим чином 1 июня 2013 года (см. также фото) по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского викарием Санкт-Петербургской епархии ректором Санкт-Петербургских Духовных школ епископом Петергофским Амвросией в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины. Первоначальный замысел посвятить боковые приделы праведному Филарету Милостивому и мученице Марфе почтен написанием иконы этих святых на пожертвование прихожан.
Следует учесть, что еще в одном отчете Строительного комитета от 1916 г. указывается, что за образец оформления нижнего храма следует взять новгородский храм Спаса на Нередице. Примечательно, что в этом древнем, сохранившемся до наших дней храме три апсиды как раз и выполняли те различные литургические роли, которые им усвоены сегодня в нижнем храме, после его реставрации.