Эпизод 24. Ирина Языкова об архимандрите Зиноне как проектировщике и дизайнере

Надо сказать, что нижний храм Феодоровского собора – это не первый опыт архимандрита Зинона, когда он выступает не только как иконописец, но и как проектировщик и дизайнер. За несколько лет до этого подобную задачу ему пришлось решать в храме Нерукотворного образа Спасителя в Усове под Москвой. Этот храм – новый, построен по проекту В. Ижикова в 2009–2010 годах. В верхнем храме отец Зинон проектировал мраморный однорядный иконостас, а в нижнем храме, где три алтаря, им созданы низкие алтарные преграды и надпрестольные сени. При этом он также продумал каждую деталь интерьера: хоросы, светильники, киоты, лампады и прочее, чтобы создать единый гармоничный образ храмового пространства. Часть икон отец Зинон писал сам, а часть – его ученики. Но при этом в основу художественной задачи была положена богословская идея: все художественное убранство храма должно раскрывать смысл Литургии. Не всегда мастер бывает доволен плодами своего труда, но то, что не удалось до конца воплотить в одном храме, получает иное, более удачное решение в другом. Архимандрит Зинон в нижнем храме Феодоровского собора явно учел те ошибки, которые, как ему казалось, были допущены в первом опыте.

Но можно сказать, что и ранее, когда отцу Зинону приходилось решать подобные задачи, он всегда осознавал свою задачу не просто в написании икон или фресок или украшении храмового интерьера, но в создании той среды, в которой иконы будут находиться, той среды, которая помогает человеку молиться, предстоять перед Богом Живым, открываться Ему. Известно, что иконостас во многом определяет характер храмового пространства, потому что является, даже в самом лаконичном своем виде, малой архитектурной формой. А от того, как эти две архитектуры – большая и малая – будут взаимодействовать, многое зависит. Иконостас может пространство храма преобразить, а может его буквально уничтожить.

Так, например, в Псковском Мирожском монастыре, в храме первомученика Стефана, где пространство очень небольшое, камерное, отец Зинон реконструировал древнейшую форму каменной алтарной преграды с брутальной кладкой и фресковыми иконами. И это буквально преобразило небольшой храм, сделало его уютным и похожим на храмы Каппадокии или других древних монашеских центров. И это очень соответствовало характеру возрождавшейся обители иноков-иконописцев.

Храм первомученика архидиакона Стефана в Мирожского монастыре в Пскове. Фото Сергея Земскова

Храм первомученика архидиакона Стефана в Мирожского монастыре в Пскове. Фото Сергея Земскова

Интересное решение мы видим и в подмосковном поселке Семхоз, близ Сергиева Посада, в храме во имя преподобного Сергия Радонежского, построенного на месте трагической гибели протоирея Александра Меня. Здесь архимандрит Зинон также создал алтарную преграду из камня, но каменная кладка здесь сделана более изысканно, в ней обыграны цвет и фактура камня, а поверху проходит белокаменный фриз, возвращающий нас к традициям древнерусской архитектуры. И это не случайно, храм стоит на так называемой тропинке преподобного Сергия Радонежского, по которой, по преданию, великий подвижник ходил из Хотькова на гору Маковец в основанную им Троицкую обитель. Первоначально в этом храме предполагалось сделать деревянный иконостас, благо под боком абрамцевские и хотьковские резчики по дереву. Но такой иконостас сразу же превратил бы уникальный храм в обычную деревенскую церковь, что никак не соответствовало памяти отца Александра, на крови которого встал храм, поскольку он был высокообразованным богословом, духовным писателем, выдающимся пастырем, хотя и прослужил всю свою жизнь в сельском храме. А каменный иконостас с коваными царскими вратами и фресковыми иконами, написанными в византийском стиле с изысканным колоритом и глубокими образами, сразу привнес в храм дух древней церковной традиции, уходящей корнями в историю, но всегда актуальной для современности.

Можно вспомнить также и оригинальное оформление храма в Гверстони, который был построен по проекту отца Зинона в виде простой базилики и внутри оформлен в раннехристианском стиле: аскетично, просто, но при этом эстетически изысканно и тонко.

Храм в деревне Гверстонь Псковской области. Фото Сергея Земскова

Храм в деревне Гверстонь Псковской области. Фото Сергея Земскова

 

Храм в деревне Гверстонь Псковской области

Храм в деревне Гверстонь Псковской области

Без преувеличения можно сказать, что все предыдущие работы архимандрита Зинона были ступеньками к осуществлению его замысла во всей полноте по оформлению храма, что и было сделано им в нижнем храме Феодоровского собора.

Далее последует глава 4-я, иллюстративная, в которой читателю будут представлены фрески и иконы нижнего храма Феодоровского собора.