Отрывок из главы 2-й, в которой отец Зинон рассказывает о нижнем храме Феодоровского собора «от первого лица».
Идея создать «идеальное» храмовое пространство созрела у меня очень давно. Первым опытом воплощения этой идеи явился совсем маленький храм (11 х 7 х 8 аршин) в Псковской деревне Гверстонь.
Здесь же, в Феодоровском соборе, я получил возможность воплотить свой давний замысел более масштабно. У меня несколько раз спрашивали, почему я согласился участвовать в восстановлении храма, построенного к юбилею династии Романовых, не являясь приверженцем монархии и псевдорусского стиля в архитектуре. Все очень просто: когда отец Александр предложил мне выполнить проект обустройства нижнего храма Феодоровского собора, я понял, что это уникальная возможность реализовать свою заветную мечту и что это чрезвычайно интересно. Кроме того, я делаю все это для Церкви, для народа Божия.
«У меня несколько раз спрашивали, почему я согласился участвовать в восстановлении храма, построенного к юбилею династии Романовых, не являясь приверженцем монархии и псевдорусского стиля в архитектуре»
«Не отвлекаясь от главного»
Общеизвестно, что после эпохи гонений, когда христиане получили возможность открыто исповедовать свою веру, они приспособили для своих молитвенных собраний, ставших к тому времени довольно многочисленными, римскую базилику, светское сооружение. Это оказалось очень удобным, так как ее устройство вполне соответствовало той цели, ради которой собиралась Церковь. Цель эта – Благодарение (Евхаристия). Во многом архитектура базилики оказала влияние на саму структуру Евхаристической литургии. Обрядовая сторона Литургии строится по следующей схеме: вход всего собрания во главе с предстоятелем в храм, чтение Священного Писания, проповедь, общая молитва, принесение даров диаконами предстоятелю для их освящения, анафора, причащение, благодарственная молитва и отпуст.
Иконостас, как известно, появился довольно поздно, а существовавшая алтарная преграда была низкой и выполняла чисто практическую функцию: толпящийся народ не должен был мешать богослужению. Святитель Григорий Богослов в одном из своих слов упоминает «священную решетку» в константинопольском храме Анастасии. Такие решетки сохранились во многих раннехристианских базиликах Рима (Сан-Клементе, Сан-Лоренцо и других).
За последние 100 лет были открыты и изучены многие литургические памятники. Благодаря им мы можем представить, как совершалась Литургия в христианских храмах древности и каким было устройство этих храмов.
Думаю, что если бы отец Александр Шмеман увидел интерьер нижнего храма Феодровского собора, он был бы в восторге, так как те идеи, которые он развил и обосновал в своей замечательной книге «Евхаристия. Таинство Царства», здесь воплощены.
Нижний храм по причине бурных исторических событий остался без внутреннего убранства. Однако в журнале Строительного комитета сохранилась записка от 1917 года, в которой изложена сходная с моей концепция храмового пространства. Примечательно то, что когда я предлагал отцу Александру свой проект, я еще не знал об этой записке. И оказалось, мы попали в самую точку.
Архитектура храма продиктовала, какими должны быть алтарная преграда, оформление алтарной части и всего интерьера.
Прежде всего, сюда вряд ли подошли бы проекты алтарной преграды, предполагавшие колонны с архитравом. Это ломало бы арочные проемы апсид, и таким образом все пространство храма оказывалось бы полностью разрушенным. Предлагая свой проект, я проявил большую дерзость, но сейчас можно убедиться, что предложенное мною решение оказалось верным.
На первый взгляд, здесь нет привычного всем иконостаса, но на самом деле он есть.
Алтарная преграда в древних храмах не закрывала от молящихся пространство алтаря и служащих клириков, так как служит вся Церковь – клир и народ. Архитрав (поперечная перекладина, опирающаяся на колонны) необходим был в качестве подставки для икон. Такая алтарная преграда сохранилась в храме Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло близ Венеции. Идея заступничества, моления за мир является доминирующей в иконостасе. Эта идея воплощена в двух больших образах Христа и Богородицы, помещенных в киоты по обеим сторонам алтарной преграды. Это – древнейший извод Деисиса (позже он был расширен и включил в себя все чины святых).
Алтарные врата я предложил изготовить из темной меди, так как она хорошо сочетается с мрамором. Они украшены золочеными крестами византийской формы. Подобной формы врата в великом множестве можно встретить на византийских мозаиках, фресках и книжных миниатюрах.
Необходимо заметить, что я никогда не навязывал свои решения, но всегда предлагал их обсуждать. Это было нужно прежде всего мне, потому что некоторые моменты финансового характера были мне неизвестны. Мы долго выбирали цвет мрамора и в результате остановились на светло-бежевом с некоторыми вставками белого. Для того чтобы фактура мрамора выглядела не однообразно, решено было применить несколько способов его обработки. В результате их здесь четыре: грубый (колотый), шероховатый, матовый и полированный.
Следует особо подчеркнуть, что наше обращение именно к такому устройству храма продиктовано прежде всего литургическими соображениями. Целью было обустроить пространство храма так, чтобы молящиеся чувствовали себя сослужащими, а не наблюдателями, и чтобы ничто не мешало им быть участниками священнодействий.
Во время одного из богослужений в нижнем храме один сослужащий с нами священник спросил меня: «Почему один из апостолов (Лука, четвертый слева. – отец Зинон) смотрит не на Христа, а на меня?».
Этим выразительным приемом, которым умели пользоваться древние живописцы, зритель в самом деле вовлекается в происходящее, становится его участником.
Продолжение следует…