Все остальное было, как говорится, делом техники. Феодоровский собор отец Зинон впервые увидел 3 августа 2009 года, когда приехал в Петербург для предварительного, краткого знакомства с нашим храмом. Нам пришлось ждать еще целый год, в течение которого он работал в строящемся храме в Усово под Москвой – до лета 2010 года, иногда навещая нас с кратковременными визитами. Да и в Феодоровском соборе тогда было еще преждевременно начинать работы. В конце концов, все сходилось как нельзя лучше: осенью 2010 года, когда отец Зинон, завершив работы в Москве, окончательно переехал в Петербург (радостная встреча состоялась под праздник Рождества Богородицы, вечером 20 сентября 2010 года), можно было приступать к работе.
Мы сразу договорились, что абсолютно все, что наполняет нижний храм – от фресок и икон до лавок и дверных ручек, создается или собственноручно отцом Зиноном (фрески и большая часть икон), или по его рекомендациям и под его же бдительным наблюдением. В результате под его руководством были приняты проектные решения не только по мраморным элементам алтарных апсид – алтарной преграде, вратам (центральным и диаконским), престолу, киворию над ним, жертвеннику, горнему месту, седалищам, – но и по полу, киотам для икон, светильникам, подсвечникам, лавкам и баптистерию.
Начать было решено с икон.
Нижний храм был все еще не вполне готов к началу работ над фресками – там усиленными темпами шли подготовительные к завершающей отделке работы. Руководителями реставрации были доставлены каштановые доски из Греции указанного отцом Зиноном размера.
Со своей стороны, я составил список икон, которые необходимо было написать для нижнего храма для размещения в киотах на стенах и столбах. Список, как многие знают, включает в себя не только имена широко чтимых в России святых, но и святых Вселенского Православия, в том числе из «золотого» святоотеческого фонда: таких как святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин, и даже более ранней поры – священномученик Ириней Лионский. Также в списке появились имена великих христианских аскетов той же древней святоотеческой эпохи: преподобных Антония Великого, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Венедикта Нурсийского. Последний, кстати, появился в списке еще и потому, что его память празднуется в один день с праздником Феодоровской иконы Божией Матери – 27 марта. В результате, уверен, в нижнем храме можно читать лекции не только по литургике, но и по патрологии.
Литургия – общее дело
Написание икон и создание церковной утвари для храма никаким образом не могли финансироваться из бюджетных источников, на которые производилась реставрация храма все эти годы. Необходимо было искать благотворителей и жертвователей. Специально для решения этого вопроса в отношении икон и церковной утвари была инициирована программа «Соберем храм!». Был широко оповещен список всего, что необходимо. Люди – главным образом прихожане, кто единолично, а кто, объединяясь в группы, – собрали большую часть средств, необходимых для написания икон и воссоздания утвари нижнего храма.
В результате мы можем смело сказать, что его внутреннее наполнение – это не только результат заботы наших главных попечителей, добросовестных кураторов, архитекторов, реставраторов и инженеров, и даже не только труд выдающихся живописцев и мастеров своего дела, но и вклад многих, кто пожертвовал средства в общую копилку на «укомплектование» храма. Прихожане и попечители собирали средства не только на иконы и предметы церковной утвари, но и на такие вещи, как деревянные лавки, аналои, решетки на радиаторы, люстры, бра и прочее.
Продолжение следует…