Далее последует глава 3-я, в которой искусствовед Ирина Языкова поясняет читателю литургический и символический смысл ансамбля нижнего храма Феодоровского собора.
На алтарных столбах, фланкирующих центральную апсиду, расположены две фресковые иконы в мраморных киотах, украшенных резьбой. Спаситель и Богоматерь изображены в рост. Крупный размер фигур, строгое монументальное решение киотов, более интенсивный колорит (образы написаны на синих фонах), чем роспись в апсиде, тем самым соединяя пространство алтаря и той части храма, где стоят молящееся.
Проповедь Слова Божия и молитва – это две важные части литургического действа. Между двумя этими образами открывается пространство алтаря с изображением Евхаристии как Таинства Царства, как образ скинии Бога с человеками. Именно эти два образа – Спасителя и Богородицы с молитвенным жестом – в Византии получили название «Деисис» (моление) и впоследствии стали основой деисисного (деисусного) ряда иконостаса.
С двух сторон от центральной апсиды расположены еще две, они соединены с алтарем единой солеей и отделены также низкой алтарной преградой. Боковые апсиды расписаны в соответствии с их литургической функцией:
- слева – протесис, предложение (жертвенник),
- справа – диаконник.
В предложении, на жертвеннике, где совершается Проскомидия, подготовительная часть Литургии, приготовление Даров для Евхаристии, по стенам расположены сюжеты из Ветхого Завета, которые имеют прообразовательный смысл:
- «Моисей перед неопалимой купиной» (Исх. 3),
- «Моисей получает скрижали с заповедями Божиими» (Исх. 24),
- «Моисей высекает жезлом воду из скалы» (Исх. 17),
- «Встреча Авраама с Мелхиседеком» (Быт. 14),
- «Жертвоприношение Авраама» (Быт. 22).
Все эти сюжеты подготавливают нас к Литургии как таинству общения с Богом, который вел издревле Избранный народ к спасению и приуготовлял его для рождения Спасителя, Который пришел в мир, чтобы стать жертвой искупления.
В диаконнике изображаются сюжеты из Нового Завета – это образ Церкви, созидаемой Христом. Причем здесь избраны сюжеты, связанные с апостолом Павлом – апостолом язычников, много сделавшим для распространения Благой Вести по всей ойкумене. По существу, именно Павел придал Церкви вселенский характер. Здесь мы видим следующие сюжеты:
- «Савл сторожит одежды побивающих камнями святого Стефана» (Деян. 7, 58),
- «Апостол Павел, у ног которого – корзина с его посланиями» и
- «Шесть из семи перводиаконов: Стефан, Лаврентий, Прохор, Тимон, Пармен и Никанор» (Деян. 6, 5). Лаврентий изображен в соответствии с древней традицией вместо Николая Антиохийца, почитавшегося еретиком (ср. Откр. 2, 6).
История Павла, который был обращен Христом на пути в Дамаск и из гонителя стал апостолом Христовым, весьма актуальна сегодня, поскольку наша страна прошла именно такой путь: от отрицания Христа до возвращения к вере.
Многие люди, некогда воспитанные в атеистической богоборческой идеологии, отрицавшие Бога, сегодня приходят в Церковь, обращаются, становятся христианами.
Росписи здесь несколько более интенсивные по цвету, чем в алтарной части, и даже менее изысканные по рисунку и отделанности, в них ощущается меньшая строгость, но не меньшая глубина образов, показывающих действие Божией благодати в людях, призванных Богом.
Продолжение следует.