Отрывок из главы 1-я, в которой настоятель собора протоиерей Александр Сорокин вспоминает историю знакомства с отцом Зиноном и рассказывает о его долгом пути к устроению нижнего храма Феодоровского собора и связанных с этим событиях.
В августе 2012 года исполнился год с того момента, когда отец Зинон приступил к написанию фресок в нижнем храме Феодоровского собора. Вопреки первоначальным планам, всю работу к этому времени закончить так и не удалось. Главной и единственной причиной была нехватка времени. Причем дефицит времени испытывал не сам отец Зинон, который мог бы завершить всю свою работу гораздо раньше – к концу весны. Дело в том, что 2012 год стал последним годом всех реставрационных трудов в Феодоровском соборе. Не удивительно, что работа в эти месяцы кипела буквально на всех участках: устанавливались двери, штукатурились дверные откосы, монтировалось всевозможное оборудование (электрика, водопровод и т. п.).
Одновременно с этим, в том числе и в выходные, гремели отбойные молотки и перфораторы, визжали камнерезные пилы: шла работа по облицовке фасада белым камнем и бетонного цоколя ограды гранитом. По территории сновали экскаваторы: укладывались новые канализационные и водопроводные трубы, производилось благоустройство территории. В верхнем храме пилили-строгали доски и фанеру – монтировали деревянную конструкцию иконостаса. Там же медных дел мастера вырезали из меди подоконники, отливы и резные подзоры, грохоча киянками, жужжа сверлами и прочим электроинструментом. Пыль стояла столбом – очень часто в буквальном смысле слова. Работать над живописью в таких условиях было невыносимо и невозможно.
И все же решающий рывок надо было сделать. И он был сделан – осенью 2012 года, перед самым окончанием всех реставрационных работ в Феодоровском соборе. Правда, последним он не стал. Завершить все работы над фресками к Рождеству Христову 2013 года тоже не удалось: творческий процесс опять пришлось прервать в связи с необходимостью доделок косметического характера по всему собору – ситуация вполне объяснимая в конце многолетней реставрационной эпопеи перед окончательной сдачей объекта в эксплуатацию.
Хотя по сравнению с тем, что уже было сделано, оставалась самая малость. Не дописаны были лишь апостол Павел в диаконнике, орнаменты по низу всех апсид и в проемах между апсидами. Кстати, об орнаментах: они тоже составляют неповторимую изюминку фресок. Так, например, необычны геометрические орнаменты в сводчатых проемах между апсидами – их написала по эскизам, разумеется, отца Зинона, Ольга Владимирская, автор эскиза майоликовой иконы на северном фасаде собора.
Все работы над фресками отцу Зинону удалось завершить весной 2013 года. Теперь оставалось только написать запланированные иконы (полностью все иконы были написаны к концу 2016 года) и Голгофский крест, на которые прихожанами и реставраторами уже были собраны средства.
Так завершилась эпопея украшения нижнего храма Феодоровского собора под руководством и при непосредственном участии архимандрита Зинона. Точнее сказать, завершилась ее основная часть – написаны все фрески и часть икон, смонтированы алтарный мраморный ансамбль и все основные элементы интерьера.
Храм обрел свой законченный, неповторимый и, можно быть уверенными, легко узнаваемый образ. О том, что представляет собой этот образ – и с точки зрения материала и техники исполнения, и с точки зрения богословского смысла, – расскажут дальше сам отец Зинон, а также искусствовед Ирина Константиновна Языкова.
На нас же всех теперь лежит ответственность за должное сохранение этой жемчужины храмового зодчества, еще одной, без сомнения, самобытной и блистательной достопримечательности Санкт-Петербурга.