Другое письмо архимандрита Алексия (Яковлева) начальнику Николаевской железной дороги от 24 марта 1907 года

«Новоосвященный Федоровский храм стали посещать богомольцы в большом количестве, потому что Федоровский монастырь озоботился в настоящее время не только совершением богослужений в храме, но и просвещением молящихся проповедью слова Божия, открыли духовные беседы, которые предлагаются три раза в неделю; стечение богомольцев и слушателей слова Божия бывает очень многочисленно, так что многие должны бывают стоять на улице, и это в зимнее холодное время. Дверь в храме открыта, со стен храма течет ручьями вода, отчего храм всегда сырой, что, конечно, крайне вредно отзывается на здоровье как служащих, так и молящихся в храме. На основании всего вышеизложенного и чтобы удовлетворить духовно-религиозные нужды служащих Ник[олаевской] жел[езной] дор[оги] и др[угих], необходимо требуется существующий храм расширить, а посему имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство, не найдете ли возможным для расширения существующего Федоровского храма уступить пустопорожние место еще кроме занимаемого места церковью и пристройками таким путем: перенести деревянную караулку и прибавить вглубь стационарного двора три сажени и в ширину одну сажень за счет панели от ворот, согласно представленному мною плану 7 октября 1906 года за № 10, а если за занятием панели действительно будет стеснен проезд (но этого быть не может, потому что есть полная возможность расширить на одну сажень, с другой противоположной стороны), тогда такое же количество (всего 20 сажень) благоволите уступить, как сказано выше, посредством удлинения всей церкви в глубину стационарного двора, и таким образом этого места будет достаточно для расширения храма вместимостью на 500 человек. Устроив в нем два придела в честь тех святых и в ознаменование тех высокоторжественных дней как сказано выше; тогда возможно будет совершать ранние и поздние литургии и другие божественные службы и требы для удовлетворения духовно-религиозных нужд служащих при Николаевской жел[езной] дор[оге] и др. Место существующего храма вполне соответственно и пригодно, это доказывает его более 10-летнеее существование, а также храм в этой местности необходим, ввиду неимения их вблизи, да вообще всякому православному христианину известно, что Санкт-Петербург нуждается не в одной, а в десятках церквей. Перенесение караулки, панели и расширение самого храма монастырь принимает на свои собственные средства»

(Из письма архимандрита Алексия начальнику Николаевской железной дороги от 24 марта 1907 года. Ф. 826. оп.1. д. 1. 1893-1910. Л 6-7).