Для строительства Феодоровского собора был создан Строительный комитет под председательством генерал-майора свиты Его Величества Дмитрия Яковлевича Дашкова и под августейшим покровительством брата императора великого князя Михаила Александровича.
Первая страница Устава СК (больше фото)
Проект юбилейного храма определялся конкурсом. Он должен был сочетать традиционные формы древнерусского зодчества с новыми технологиями. Особенно акцентировалось пожелание, чтобы храм напоминал об эпохе воцарения Романовых, то есть Московской Руси начала XVII века. Уже это делало его необычным в контексте имперского облика Санкт-Петербурга, что хорошо видно и в наши дни. При этом следовало учитывать и стесненные пространственные условия: территория, которую архимандриту Алексию удалось «отвоевать» для будущего собора, была совсем небольшая, о чем красноречиво свидетельствует рисунок, предположительно принадлежавший ему самому, на котором он пытается «втиснуть» конфигурацию будущего храма в существующие границы земельного участка.
Из трех победивших на конкурсе проектов был выбран проект архитектора Степана Самойловича Кричинского (1874–1923).
Начался сбор средств на строительство храма.
Воззвание Строительного комитета
Первое пожертвование в 100 рублей, уже будучи на одре предсмертной болезни, внес святой праведный Иоанн Кронштадтский. Император выделил 25 тысяч рублей. Средства собирали монастыри, государственные учреждения, учебные заведения, воинские части, железная дорога, городские и губернские управы, банки, общественные организации, а также и частные лица.
Закладка собора (больше фото)
Торжественная закладка собора состоялась 5 августа (по другим сведениям 30 мая) 1911 года после проведения нулевого цикла работ и возведения каркаса здания.
Первыми были освящены боковые приделы нижнего храма – в честь святителя Филарета Милостивого и мученицы Марфы, хотя первоначально предполагалось нижний храм сделать «небольшим, однопрестольным». Освящение совершил 7 сентября 1913 года епископ Гдовский Вениамин.
Тогда же состоялось перенесение в собор священной утвари и икон из стоявшей рядом маленькой церкви Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия Московского, поскольку эту церковь предполагалось вскоре снести.
6 декабря 1913 года, в день тезоименитства Николая II, состоялось освящение «Романовского звона» (фото старых колоколов). На звонницу храма было поднято пять первых колоколов: «Михаил-Николай», «Александра», «Мария», «Михаил» и «Ольга». Чин освящения совершили духовник Их Величеств протоиерей Н. Г. Кедринский и архимандрит Алексий.
Сжатые сроки постоянно корректировали планы строительства. Также сказывлась нехватка средств, особенно в военные годы. Неудивительно, что главное событие – освящение верхнего храма – состоялось позже, чем планировалось: 15 января 1914 года. Его возглавил митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Богоявленский), будущий первый новомученик, в присутствии императора Николая II, членов царской семьи, Правительства, Государственной Думы, студентов учебных заведений и военных. Небезынтересны заметки генерал-губернатора Москвы В. Ф. Джунковского, приглашенного на освящение храма, в которых он кратко описывает богослужение и делится своими впечатлениями.
В течение трех военных предреволюционных лет не всем замыслам по обустройству храма суждено было осуществиться. В частности, так и не удалось воплотить намерение оформить нижний храм в стиле новгородских церквей XIII века – с каменной алтарной преградой вместо иконостаса, каменными престолом и жертвенником и каменной же сенью над престолом. Об этих намерениях неоднократно говорилось в отчетах Строительного комитета.
Все это было осуществлено лишь сто лет спустя, при реставрации собора.
В 1915–1916 годах рядом с собором успели построить Дом причта, который просуществовал до 1960-х годов и сегодня восстановлен в соответствии с немногими сохранившимися чертежами и единственной старой фотографией.
Строительный комитет продолжал действовать в течение 1917 года и лишь после революционных дней осени 1917 года заявил о прекращении своей деятельности «вследствие текущих тяжких событий». Члены Комитета завершили свой последний годовой отчет «душевным пожеланием соборному управлению храма – благоуспешно, хотя бы и с некоторым промедлением, закончить намеченную Комитетом задачу дать молодой столице государства цельный образчик церковно-исторического и художественного памятника старины и удачно довести до выполнения упорядочение окружающей храм местности».